https://www.psychologies.ru/articles/ch ... -nasiliya/Одна мысль, что наш ребенок может стать жертвой сексуального насилия, вызывает ужас и панику. Можно ли свести к минимуму этот риск? Детские психологи составили перечень того, что нужно делать родителям детей от 1 года до 12 лет, чтобы не подвергнуть их вероятности сексуального насилия.
ДЛЯ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ (ОТ 1 ГОДА ДО 5 ЛЕТ)
В этом возрасте очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином своего тела, даже если ему все еще помогают взрослые. Также он должен знать, что слово «нет» означает остановиться и перестать, как для него самого, так и для всех, с кем он играет. В это время ребенок уже может научиться быть наблюдательным к выражению лиц других людей.
1. Научите ребенка просить разрешения перед тем, как обнять товарища по играм
Для этого мы, например, говорим: «Лиза, давай спросим твоего друга, хочет ли он тебя обнять на прощание». И если он скажет «нет», подбодрите вашего ребенка: «Все в порядке, Лиза! Давай помашем ему на прощание и пошлем воздушный поцелуй».
2. Учите ребенка с самого раннего возраста, что «нет» и «стоп» — очень нужные слова и их нужно уважать
Скажите ему, например, так: «Майя сказала «нет», а когда мы слышим «нет», мы всегда останавливаемся. Что бы мы ни делали».
Также он должен знать, что его собственное «нет» имеет такое же значение, как и «нет» его друзей: «Если ты сказал «нет», а твой друг продолжает делать то, что тебе не нравится, нужно подумать о том, хорошо ли нам в это время с ним играть. Если нет, можно выбирать других друзей».
Если вы видите, что нужно вмешаться в игру, сделайте это. Вежливо и спокойно объясните другому ребенку, что ваш ребенок сказал «нет» и это важно.
3. Никогда не заставляйте ребенка обнимать или целовать кого-то, если он не хочет, — какова бы ни была причина
Это правило распространяется и на родственников. Если бабушка хочет поцеловать внука, а он упирается, придите ему на помощь, предложив альтернативу: «Давай скажем «пока-пока» и помашем ручкой!»
4. Учите ребенка помогать, если кто-то оказался в затруднительном положении
Учите его быть наблюдательным к интонациям и выражению лиц. Хвалите его за то, что он помог своей бабушке или помог встать ребенку на детской площадке, если тот упал.
Но в то же время он должен четко знать, что когда взрослый человек просит о помощи, помочь ему должен тоже взрослый человек. Похвалите его за то, что он зовет вас, если увидел, что кто-то в затруднительном положении.
5. Приучайте ребенка к тому, что только он хозяин своего тела
Когда вы моете его, всегда спрашивайте: «Помыть тебе спинку? А ножки? А попку?» И если он сказал «нет», дайте ему мочалку и скажите: «Хорошо! Твой животик нужно помыть. Вперед, за дело!»
С самого раннего возраста он должен мыть свои гениталии сам. Если рассказать малышу, что он заботится о своих ручках, ножках и других частях тела, чтобы они были чистыми, это поможет ему чувствовать свое тело и не находить в нем ничего постыдного.
6. Развивайте эмпатию, называя и объясняя ребенку его собственные эмоции
Описывайте ребенку и то, какие чувства его поступки вызывают у других: «Я знаю, что ты тоже хотел эту игрушку, но ты ударил Микки, ему теперь больно и он плачет. А мы не хотим, чтобы Микки плакал из-за того, что мы его ударили».
7. Всегда давайте ребенку возможность выбирать и говорить «да» или «нет»
Особенно это важно для девочек, которые, уже собираясь в садик, могут долго выбирать колготки нужного цвета. Всегда давайте ребенку понять, что вы беспокоитесь о его здоровье и безопасности и поэтому нужно надеть теплые вещи, но в остальном он все выбирает сам.
8. «Скажи словами»
Когда ребенок уже умеет разговаривать, не отвечайте и не реагируйте на его капризы, пока он не объяснит, что произошло. Это важно, чтобы в дальнейшем в ситуации, когда эмоции захлестывают его, он сумел вовремя среагировать и не погрузиться в них, а вступить в коммуникацию с тем, кто их вызвал.
Часто людям бывает очень трудно позвать на помощь или возразить обидчику именно потому, что эмоции и слова у них не связаны напрямую.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 12 ЛЕТ
В этом возрасте нужно учить детей уважать пространство друг друга. Уметь выходить из игры, когда она принимает нежелательный оборот, и не впадать в ступор, столкнувшись с насилием. Доверять своей интуиции, если что-то вызывает сомнения и опасения.
1. Ваш ребенок должен знать, что его тело меняется и это просто замечательно
Говорите обо всех изменениях спокойно и по-научному, будь это выпавший зуб или волосы, которые начинают расти. Если вам самим это немного неудобно, попрактикуйтесь! Ребенок должен знать, что на все его вопросы он сможет получить ваш ответ — и сейчас, и в будущем.
2. Разговаривайте с ним о его ощущениях, чтобы он не копил тяжелые переживания
Например, спросите — ему нравится, когда его щекочут? А каково это, когда кружится голова? А что не нравится? Когда тошнит? Или когда другой ребенок тебя обижает? Оставьте простор для тех мыслей, которые придут ему по ассоциации.
Сделайте паузу, подождите, что он еще вам захочет рассказать. С помощью этого метода легче разговорить тех, кто не ответит прямо на поставленный в лоб вопрос «Обижает ли тебя кто-то в школе?».
3. Научите ребенка и его друзей использовать в играх специальные «слова безопасности»
Это необходимо, потому что именно в этом возрасте дети всецело погружаются в игру и могут часами находиться в своем воображаемом мире с его законами. Как в игре в войну, где берут пленных, заложников, или в ролевых играх, где персонажи спорят и выясняют отношения.
В такой ситуации слово «нет» тоже воспринимается как часть игры, потому детям нужно особое кодовое слово, чтобы прекратить саму игру, если в ней возникла какая-то проблема. Это может быть «Я серьезно!» или, наоборот, какое-то совсем глупое слово вроде «Чемодан!».
4. Научите детей останавливать игру
Расскажите ему, что можно делать тайм-аут, чтобы убедиться, что все хорошо.
5. Приучайте ребенка следить за выражением лица людей
Так он сможет понять, когда кто-то из товарищей шутит и когда ему по-настоящему больно.
6. Обсуждайте с ним сложные ситуации, в которые он мог попасть в течение дня
Поиграйте в игру «перемотка»: «Ты мне рассказал очень тяжелую историю про то, как твоего друга ударил какой-то мальчик. Я знаю, что тебе было страшно вступиться. Если бы мы все перемотали назад, что бы ты сделал?»
Импровизируйте, выслушивайте без комментариев все ответы, от «превратился в Бэтмена» до «позвал учителя». Скажите, что вы готовы выслушать его в любой сложной ситуации, что бы ни случилось.
7. Учите детей тому, что у действий всегда есть последствия
На простых примерах — например, спросите его, как другие люди реагируют, когда кто-то громко кричит или бросает мусор. Какие последствия у этого? Кто-то будет напуган, кому-то придется убирать? Покажите им, что есть хорошие места для того, чтобы мусорить, и для того, чтобы шуметь.
8. Говорите с вашим ребенком о том, как важно доверять своему чутью
Иногда у нас возникает какое-то странное предчувствие или мы просто чувствуем неясный страх или испуг, хотя пока ничего не произошло. Спросите у вашего ребенка, испытывал ли он когда-то такое ощущение недоверия к человеку или общее ощущение неблагополучности ситуации.
Скажите ребенку, что этот внутренний голос нужно слушать и ему нужно доверять. А если он иногда не может разобраться в своих чувствах и понять, что он испытывает по какому-то конкретному поводу, вы всегда рядом и готовы помочь ему прояснить происходящее и сделать выбор или принять решение.
И напомните ему, что никто не имеет права трогать его, если он этого не хочет.
Уберечь ребенка от сексуального насилия
Уберечь ребенка от сексуального насилия
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!