Календарь развития ребенка

Ответить
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):Календарь развития ребенка поможет вам узнать что в какой месяц умеет малыш, и что вас должно насторожить:

1 месяц

должен уметь ребенок
- лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
- реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.


может также уметь
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
- лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
- улыбаться в ответ на вашу улыбку.

Скрытый текст:
2 месяца

- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

- лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- тянуться к предметам;
- соединять руки;
- смеяться вслух; - визжать от восторга.

3 месяца

- лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.

- лежа на животе,поднимать голову на 90°;
- рассеянно улыбаться;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.

4 месяца

- лежа на животе, поднимать голову на 90°;
- громко смеяться;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- сидеть без опоры;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяцев

- твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- "петь" звуки, меняя интонацию.

- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяцев

- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

- самостоятельно садиться из положения на животе;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".

7 месяцев

- сидеть без опоры;
- издавать влажный фыркающий звук.

- играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);
- стоять, держась за что-либо;
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".

8 месяцев

- перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
- искать упавший предмет.

- стоять,держась за кого-то или за что-то;
- подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- ходить, держась за мебель;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).

9 месяцев

- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

- играть в мячик(катить вам его обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- отчетливо произносить "папа" или "мама";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".

10 месяцев

- стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- играть в "ку-ку".

- отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- ходить.

11 месяцев

- самостоятельно садиться из положения на животе;
- подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).

- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- хорошо ходить.

12 месяцев

- ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
- понимать слово "нет";
- выполнять несложные просьбы;
- знать, как его зовут.

- хорошо ходить;
- произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
- играть в "Сороку-ворону";
- активно рисовать каракули карандашом или мелками.
Скрытый текст:
3 месяца
- появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки "м" "г", "к", "н".

6 месяцев
- из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

10 месяцев
- появляются 2-3 "лепетных" слова: "мама", "баба", "ляля".

2 года
- словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

2 года 6 месяцев
- правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

3 года
- словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов,овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

4 года
- в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 лет
- запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски,перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

5-7 лет
- словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.
Скрытый текст:
1 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— услышав звук, настораживается, прислушивается,
— реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
— при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
— следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого

Чтобы стимулировать развитие речи:
— в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
— общайся с ребенком, подражать его звукам;
— если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.

Нужно обратиться к специалисту, если:
— ребенок никогда не кричит перед кормлением;
— у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией — нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

2 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— улыбается при общении с родителями;
— сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Чтобы стимулировать развитие речи:
— продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
— комментируй свои действия.

3 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Чтобы стимулировать развитие речи:
— повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
— веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
— называй ребенка по имени.

4 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— продолжает гулить;
— в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех — повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
— каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты: важно, чтобы в них были повторения и ритм.

Нужно обратиться к специалисту, если:
— ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

5 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
— попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? ").

6 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— поворачивает голову на звон колокольчика;
— произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
— произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
— прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало — «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
— покажи кукольное представление.

7 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
— говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— имитируй животных и предметы.
— покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

8 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
— лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов — „Гуси-гуси“:

— Гуси-гуси! — Га-га-га
— Есть хотите? — Да-да-да!…

— играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

9 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
— произносит слоги, имитирует звуки;
— откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
— понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает — не значит слушается)

Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
— Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
— читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

10 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует в общении как минимум 1–2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
— машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

Чтобы стимулировать развитие речи:
— играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
— говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
— объясняй значение слов снова и снова;
— при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

11 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
— дает игрушку в ответ на просьбу;

Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

1 год—1 год и 3 месяца

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
— дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
— читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз — иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
— после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
— к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

1 год и 3 месяца— 1 год и 6 месяцев

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
— выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

Чтобы стимулировать развитие речи:
— читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
— научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное — увидеть результат.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
— к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):Еще вариант календаря:
Скрытый текст:
? Малыш замечает яркие предметы, он может различать некоторые цвета, орнаменты, узоры.
? Ребенок может копировать простейшие движения взрослых: вытягивать губки, высовывать язычок.
? Замечает источник света и движущееся сбоку в направлении его взгляда кольцо; следит за объектом глазами. Максимальный угол отслеживающих движений - 45°.
? Кроха вздрагивает или мигает, когда слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг.
? Он начинает гулить.
? Появляется первая улыбка.
? Лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении в течение нескольких секунд.
? Тело находится в основном в согнутом положении.
? В положении на спине непроизвольно подносит руку ко рту.
? Сопротивление раскрыванию кулака сильнее со стороны мизинца.
? Малыш потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти.
? С рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно Вас встревожить

? Малыш не реагирует на резкие звуки.
? Спит мало (бодрствует между двумя - тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить).
? Плохо ест (не доедает положенный объем пищи).
? В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.
? Не следит взглядом за движениями источника света (электрический фонарик, свечка) вправо и влево. Не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого.
? Не кричит при неприятных ощущениях (например, перед кормлением, когда хочет есть).
? Не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
Скрытый текст:
? Прислушивается к звону колокольчика.
? Поворачивает голову в сторону на человеческий голос.
? Прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет.
? Взглядом фиксирует источник света или кольцо, движущееся прямо перед глазами или сбоку. Максимальный угол отслеживающих движений глаз - 90°.
? Лежа на животе, малыш поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову.
? Ребенок может поворачиваться с бочка на спинку.
? Энергично машет то одной, то другой ножкой.
? В положении на спине ненадолго удерживает погремушку.
? Ладони чаще раскрыты.
? Ребенок улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо, когда он в хорошем настроении.
? Пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.
? На появление мамы реагирует фиксированным взглядом, мимолет-ной обаятельной завораживающей улыбкой и оживленным движением.

Что должно Вас встревожить

? Малыш не проявляет эмоций.
? Безразличен к окружающему миру.
? Не реагирует на улыбку близких.
? Не удерживает предметы рукой.
? Не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее.
? Лежа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты.
? Совершает несимметричные движения ручками и ножками.
? Не следит за погремушкой.
? Не имитирует мимику взрослого.
? Не прислушивается ко звону колокольчика (на расстоянии 1,5 м от ребенка).
Скрытый текст:
? Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предметом 5-6 минут.
? Он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.
? Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается.
? Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти, высоко поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении не менее одной минуты.
? Пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок.
? Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладошки и тянет их в рот, в положении на спине поднимает руки над головой и рассматривает их.
? Ладони чаще раскрыты.
? Малыш узнает маму, начинает улыбаться знакомым людям.
? Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.
? Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.
? Появляются различные типы крика, отражающие голод, боль, усталость.
? Следит взглядом за движущимися людьми.
? Приближение человека вызывает радостную улыбку.

Что должно Вас встревожить

? К концу месяца малыш не может сам удерживать голову.
? Не следит за движущимися предметами.
? Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука.
? Не реагирует на музыкальные игрушки.
? Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету красного цвета, который держат перед ним.
? Не разглядывает свои ручки.
? Не реагирует на улыбку взрослого.
? Не координирует движение.
? Не съедает положенный объем пищи.

Что необходимо малышу в возрасте до трёх месяцев

Ему нужно внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на ручки, разговаривают с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. И еще… Приучайте малыша спать в собственной кроватке.
Дальше потом покопирую :P

Код: Выделить всё

http://www.tvoy-malysh.ru/index.php/kalendarrazvitiya.html
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Апельсинка) писал(а):Вот здесь ещё можно сделать тест оценки психомоторного развития ребёнка до года
http://www.chado.ru/psychomotor/
Guly
А моя доча(1,10мес.) чего-то не хочет говорить фразами,максимум мама/папа дай,ещё,всё...Ждёмс 8)
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):http://www.chado.ru/psychomotor/

4 месяца

Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые предплечья
"Комплекс оживления" - выраженная эмоциональная и двигательная реакция на появление близкого человека (матери)
Гулит - при общении произносит и "тянет" гаслные звуки
При кормлении пытается поддерживать грудь (бутылочку) рукой
При движении игрушкой во все стороны следит за ней глазами и поворотом головы
Громко смеется
Певучее гуление - при общении эмоционально "тянет" гласные звуки
Уверенно тянется к игрушке, удерживает вложенную игрушку

еще нет
Лежа на животе, опирается на ладоны вытянутых рук
Поворачивается со спины на бок

Пока не нервничаю, так как старшие переворачиваться начали в 5 месяцев, а они на 1,5 кг были легче :P
Юkka писал(а):5месяцев

Да
Различает "своих" и "чужих", строгий и ласковый тон
Тянется и захватывает игрушку одной или двумя руками
Подолгу певуче гулит
Громко смеется
Певучее гуление - при общении эмоционально "тянет" гласные звуки
Уверенно тянется к игрушке, удерживает вложенную игрушку
Поворачивается со спины на бок (иногда)

Нет
Стоит при поддержке под мышки на прямых ногах
Поворачивается со спины на живот (только с подачи)
Лежа на животе, опирается на ладони вытянутых рук (только в вертикальном положении от груди взрослого)

Психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту.

Не проснулся у нас интерес на все эти перевороты. Нам и на спине неплохо видно :P
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):Что умеет малыш к концу 6-го месяца

? Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот.
? Лежа на животе, опирается только на одну руку, другая тянется к игрушке.
? Лежа на спине, играет со своими ногами, приподняв голову.
? Крепко держится за пальцы при подтягивании в сидячее положение и пытается подтянуться вверх, чтобы сесть.
? Сидит с небольшой помощью.
? Пытается ползать на четвереньках.
? При поддерживании под мышки вытягивает ноги и «танцует» на носочках.
? Ощупывает поверхность предмета всей ладонью.
? Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы.
? Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей.
? Малыш пытается произносить слоги, маму он зовет «ма», а бабушку - «ба».
? «Воркует», лепечет, издает радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.
? По-разному ведет себя в присутствии знакомых и незнакомых людей.
? Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки.
Что должно Вас встревожить


? Малыш не сидит даже с поддержкой.
? Когда придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает».
? Не может переложить игрушку из одной руки в другую.
? Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.
? Не просится на руки, протягивая свои ручки к взрослому.
Что необходимо малышу в возрасте 3 - 6 месяцев


В этот период ребенок нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей. Не отказывайте ему в этом удовольствии – ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. Постарайтесь убрать из своего сознания негатив.
Ваш ребенок воспринимает вас очень серьезно, так как вы являетесь центром Вселенной. Если вы хотите сделать не только свою, но и жизнь вашего ребенка радостной, то вам надо очень внимательно относиться к тому, что вы говорите при вашем ребенке. Дело в том, что каждое слово, сказанное вами, буквально впечатывается в подсознание юного человечка и сильно влияет на его дальнейшую жизнь.

http://www.tvoy-malysh.ru/index.php/kal ... 17-18.html
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):к концу 6-го месяца

Поворачивается на бочок, а потом усиленно назад на спину, хотя на живот было бы проще.
Лежа на животе, опирается только на одну руку, другая тянется к игрушке.
Лежа на спине, пытается приподнять голову.
Крепко держится за пальцы при подтягивании в сидячее положение и пытается подтянуться вверх, чтобы сесть.
Сидит с небольшой помощью.
Лежа на животе, пытается подтянуть коленки к животу.
При поддерживании под мышки вытягивает ноги и «танцует» на носочках.
Ощупывает поверхность предмета всей ладонью.
Уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы.
Умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей.
«Воркует», лепечет, издает радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.
По-разному ведет себя в присутствии знакомых и незнакомых людей.
Иногда протягивает ручки, чтобы его взяли на руки (только к маме).
Ест с ложки, снимая пищу губами.

Первый прикор: брокколи, кабачок - гадость. Понравились тыква и кашки, но на них аллергия.
Режима нет, кроме как каждые 2-3 часа сон + кормление.

Купила вот такую книжку:
http://www.labirint.ru/books/142174/
Изображение

Порадовалась, не все у нас так запущено. Кое-что, чего от нас все выспрашивают, рано нам еще делать :crazy:

ЛЕжа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни - 7 м
Лежа на животе, поворачивается по кругу - 8 м
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Юkka писал(а):7 месяцев

- 1 зубик
- Тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему.
- Играет в лАдушки.
- Сидит, пытается вставать на колени, опдтяивается за решетку кровати, пытается подняться.
- Если поддерживать его под мышки, периодически начинает шагать, начал держатьопору ножками.
- Умеет перекладывать предмет из руки в руку, поворачивать его в руках, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе.
- Ударяет кубиком о стол, тащит его в рот, вертит рукой и рассматривает.
- Смотрит на упавшую игрушку.
- Начинает повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «ва-ва-ва», «на-на-на», «ла-ла-ла».
- Старается привлечь к себе внимание определенными слогами и зовущими звуками.
- Переворачивается с живота на спину только с помощью, со спины на живот - сам.
- При поддержке за руку быстро садится.
- Следит глазами за движущимися предметами.
- Играет в «Ку-ку, вот и я!».
- Сам держит сухарик (горбушку хлеба) и ест его.
Питание смешанное: 80 гр каши, 100 гр. пюре кабачок+яблоки или тыква+яблоки.
На все каши кроме гречневой аллергия. На овсянку - отек.

18.12 - попробовали размятый вилкой банан, рисовую кашу у страших братьев, картофельное пюре. Щеки - алые.
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

В каком возрасте становится понятно, что у ребенка – проблемы с речью, и как помочь молчуну, рассказывает логопед, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз» Ольга Азова

До трех лет диагноз никто ставить не будет

– Родители принесли малыша из роддома. Когда им начинать следить за речью? Когда идти к логопеду?


– Важные социальные речевые функции формируются у ребенка именно в первый год жизни. Но логопед в этот период обычно не подключается. Тем не менее заботиться о дальнейшем развитии речи стоит уже сейчас. Неслучайно ребенка регулярно должен наблюдать невролог, который фиксирует развитие моторных и речевых функций.

Две эти функции – функция движения и функция речи взаимодействуют и в онтогенезе развиваются параллельно. Ребенок начал держать голову – появилось «гуление». В возрасте от пяти до восьми месяцев ребенок садится, ползает, и в это же время появляется лепет. Где-то в десять-одиннадцать месяцев ребенок делает попытки подражать речи.

К году появляются первые слова. В норме речевого развития к году у ребенка должно быть от одного до десяти слов в активной речи и 30-40 доступно пониманию. Это могут быть в том числе аморфные и простые слова, самые частотные среди них «мама» и «папа».

Если есть какие-то несоответствия тому, что я перечислила, диагноза все равно в этом возрасте никто никогда ставить не будет.

Но родители обращаются за советом уже и в этом возрасте. Недавно пришли ко мне чудесные родители с дочкой, жалуются на то, что нет лепета, нет гуления, нет слов. Девочку посадили на коврик, она сидит, играет игрушками по возрасту, объемными и звучащими книгами. Если ее зовут – поворачивается. Вообще нет никаких предпосылок к нарушению именно речи.

Спрашиваю: «А кричать, плакать в голос она умеет?» – «Умеет». Скорее всего, никакого серьезного заболевания нет и необходимо просто ждать. Но ждать грамотно, помогая развитию речи обходными путями.

Пути эти – физическое развитие ребенка: ЛФК, массаж. Я так и сказала родителям: «Держите руку на пульсе. Когда ребенок полностью встанет и научится ходить, то начинайте осваивать беговел, прыгайте на батуте, держа ее за ручки, а сейчас качайте, делайте упражнения на фитболе – это способствует физическому развитию и улучшению баланса. Развивая ритм, хлопайте в “ладушки-ладушки”, читайте народные стихи и отбивайте ритмы». Все это народ придумал не зря, эффективность проверена веками – эмпирическим путем многих поколений.

Диагноз ставится после трех лет. А до этого возраста обычно говорят про физиологическую задержку речевого развития либо ее еще называют темповой задержкой, когда речь есть, а фразы как таковой еще нет.

Если ребенку 3 года, а он не говорит, то специалист имеет право поставить диагноз. Наиболее сложный из них – это алалия, тяжелое речевое нарушение вследствие повреждения мозговых центров, отвечающих за речь.

– Что такое общее недоразвитие речи?

– Это логопедическое заключение. Существует условное деление речи по уровням развития: I – безречевой, II – короткая фраза, III – фраза с грамматическими и лексическими ошибками и даже IV – проблемы устной речи у школьников.

ОНР (общее недоразвитие речи) совсем не обязательно предполагает, что перед нами изначально безречевой ребенок. Он говорит, но качество речи не соответствует речевой возрастной норме. Допустим, такой ребенок говорит фразами, но они короткие, с большим количеством лексических и грамматических ошибок.

Типичной является ситуация, когда у детей в целом все было хорошо, они говорили, но вот пришел возраст четырех-пяти лет и мама обратилась за консультацией к логопеду, потому что все-таки ее что-то в речи ребенка смущало.

При обследовании стало понятно, что речь есть, но она не соответствует возрасту ребенка, а именно: присутствуют лексические и грамматические ошибки («Птицы сидят на пруде»), нарушение слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка»), ребенок не выговаривает звуки.

Я думаю, что обычно именно таких детей и знают на обывательском уровне. Их речь соответствует III уровню речевого развития, а в заключении логопед пишет «ОНР – общее недоразвитие речи».

– Вы говорите, что диагноз ставится после трех лет. А с какого возраста к вам приводят детей?

– Если родитель не гипер-тревожный, то как раз примерно с трех лет. Это если мы касаемся только нарушения речи. Но если отсутствие речи сочетается с нарушением поведения, то примерно с двух. Я бы хотела, чтобы родители обращались чуть раньше. Если все-таки речь идет про алалию, то с 2,5 до 3 лет, а при аутизме до 2 лет.

Да, диагноза пока не будет, тут закон на стороне ребенка. Но нужно помнить, что у малышей мозг пластичен, интенсивно развивается, поэтому чем раньше, тем помочь будет легче и менее болезненно для семьи.

Бывают такие случаи, когда стимуляция проходит естественным способом. Например, ребенок еще не говорил, а его в это время вывезли на море или на речку. Он ехал в поезде или на машине, за окном мелькали дома, красивые пейзажи, новые ощущения – колоссальное количество эмоций, которые подтолкнули к развитию речи ребенка, и он начал говорить.

Если малышу два с половиной года и он молчит, пусть в его жизни будут качественные эмоции, но при отсутствии речи более разумно обращение к специалисту. А вдруг мы уже за эту половинку года до трехлетия что-то хорошее сделаем для речи?

Нормы развития – широкое понятие, а не пугающая точка

– Бывает, что с одним ребенком долго занимаются, прежде чем он, наконец, заговорит, а другой чуть ли не после первых двух занятий вдруг как начал разговаривать. С чем это связано?


– Во втором случае мы видим физиологическую темповую речевую задержку. Ребенку просто нужно было показать, «как это делается», и он начал говорить.

В первом случае речь идет о заболевании, когда нужно время, чтобы запустить речевой процесс. Как правило, это органическое поражение мозга, вследствие которого и наступило безречье – алалия, при которой отмечается явление апраксии (нарушение включения в артикуляционную позу или переключения).

Так, если попросить ребенка сказать «во-да», то у него может получиться «во-ва» или «да-да». Изолированно он может повторить звуки «в», «д», слоги «да», «во», но в спонтанной речи не получается переключиться с одного слога на другой. То есть он пропустил сигнал, не переключился с одного на другое. Логопед начинает работать с помощью различных методов, чтобы выработать кинестезию (ощущение положения языка, губ) для произнесения каждого звука, трудиться над слоговым переключением.

Еще очень важна работоспособность ребенка и родителя, в которой не последнюю роль играет генетика. Когда ты видишь, что приходит включенный, мотивированный родитель, который сам много читает, видит и осознает проблему, значит, во-первых, он подарил малышу трудоспособность и желание обучаться, а во-вторых, сам готов во всем помогать ребенку и специалисту.

– Знаю историю ребенка с речевыми проблемами, с которым начал заниматься логопед только в четыре с половиной года, и было очень сложно. А если бы они начали раньше, у них бы сложностей таких не было?

– Думаю, не было бы. Мы уже в начале беседы начали говорить о том, как развивается речь у ребенка в норме. В месяц, полтора – он начинает держать голову, появляется гуление.

В 5-8 месяцев он садится и появляется лепет.

В год ребенок делает первые шаги и говорит первые слова.

В два года появляются фразы: «Хочу пить, иду спать, дай мне сок».

В три года фразы становятся сложнее: «Хочу вкусненькое, дай мне красное яблоко».

Ребенок начинает пользоваться другими частями речи, соблюдая простые лексико-грамматические правила. На четвертом году речь усложняется во многом, например появляется суффиксально-префиксальный способ словообразования, слова с уменьшительно-ласкательным значением.

В пять лет речь ребенка заканчивает свое базовое развитие. Это уже речь взрослого человека: ребенок использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, способен пересказать или сам составить рассказ.

Если на каком-то из вышеперечисленных этапов появились проблемы, взрослые должны включаться и начать помогать ребенку. Сам ребенок никуда себя привести не может. Время начала, частота и качество занятий – это в большей степени родительская ответственность.

Первоначально помощь организуют родители, и только потом включается персональная профессиональная ответственность тех, кого выберет для занятий семья. У детей, кроме коррекционных возможностей, большие компенсаторные способности, так что есть все шансы исправить речевые нарушения до школы, в отдельных случаях вплоть до 12 лет, до наступления подросткового периода.

Ко мне на прием как-то пришла шестилетняя девочка, абсолютно не говорящая, у мамы был только один вопрос: сможет ли заговорить ее ребенок. Далее нужно вспомнить, что практически во всех учебниках написано: если ребенок не заговорил до шести лет, то уже и не заговорит.

Но так категорично можно ответить, только если речь идет о Маугли, выросшем в дикой среде, не понимающем социальных мотивов. А здесь ребенок рос в социуме, на протяжении всей жизни слышал речь и в целом ее понимал. Мы начали заниматься: результаты появились достаточно быстро. К школе ребенок говорил полностью.

Понятно, что все проблемы речи не были решены, мы сотрудничали на протяжении всего времени обучения в начальной школе: подтягивали лексику, грамматику, связную речь – все то, что не успели сформировать до школы. Но хочу отметить еще и то, что девочка поняла социальные задачи школьного обучения: успеть за всеми можно, только если в чем-то другом быть успешнее. Она компенсировала речевые проблемы за счет темпа – писала быстрее всех в классе, время оставалось на «подумать» и проверить.

Еще помогла очень хорошая зрительная память – не было ошибок в словарных словах. Плюс к этому обнаружился талант – красивый певческий голос. Девочка участвовала во всех музыкальных мероприятиях школы.

Так что в итоге у нее все получилось, сейчас девочка оканчивает школу. Главное, не отмахнуться от ребенка, а включить свой профессионализм и начать оказывать помощь, даже если все сензитивные (наиболее благоприятные) периоды пропущены.

– Вы начали говорить про нормы. То есть нормы существуют? Ведь сейчас можно услышать мнение, что каждый ребенок индивидуален и не надо всех загонять в рамки нормы.

– Даже не буду спорить: конечно, каждый человек – уникален. Но дело в том, что существуют понятия здоровья и болезни. У здоровья есть границы нормы, поэтому мы измеряем сахар в крови, пульс, давление.

Почему же у развития человека нет нормы? Она есть, просто важно помнить, что норма – это понятие широкое, а не пугающая точка. Сравним норму с отрезком. У одного конца отрезка – «простой» ум, на другом – одаренность. За концами отрезка находится не норма – гениальность и умственная отсталость. Где большинство из нас? Нейролингвист Татьяна Черниговская говорит, что умных людей мало. Я, пожалуй, после этих слов претендую на середину.

Говорить про нормированность необходимо: развитие детей должно соответствовать в каждом возрасте этапам развития речевого онтогенеза. Исходя из этого, если ребенок в три года не говорит – это не норма.

Я была знакома с замечательным специалистом из Санкт-Петербургского университета Валерием Анатольевичем Ковшиковым, который фиксировал, как развивается речь у детей студенток дефектологического факультета в разные десятилетия. У тех, что родились в 1970-е годы, ученый отмечал хорошую речевую норму. Первые слова у детей появлялись до года, в два года – фразы. Все как положено. В 90-е – речевое развитие детей передвинулось в сторону нижней границы речевой нормы.

Но я понимаю, откуда идет неприятие нормы у многих людей, и это отнюдь не медицинские проблемы. Корень проблем социальный: вопросы толерантности – принятие людей, которые не вписываются в ту самую норму, которых пытаются сепарировать, загнать в резервации.

Когда мы профессионально говорим о норме, то имеем в виду совершенно иное – состояние, к которому мы будем подтягивать ребенка, на что ориентировать, не забывая при этом о его собственных ресурсах.

– Бывает так, что занимается у вас ребенок без ментальных нарушений, вы видите, что есть прогресс, а потом, через какое-то время – регресс?

– Регресс, когда что-то произошло, развитие пошло в другую сторону, это – трагедия. Так, например, случается у детей с аутизмом.

Но от родителей чаще я слышу слово «откат», то есть ухудшение состояния. Для меня это очень экспрессивно окрашенное слово. Причем я настаиваю, что никаких «откатов» быть не должно, если правильно составлен план помощи ребенку.

Почему же тогда мы говорим про это? Потому что родители перестали доверять специалистам и начали лечить сами. «Мы выписали из Японии хорошую таблеточку», – объясняет свои действия мама. А я знаю, что как раз в Японии-то «таблеточку» выписать очень трудно, и оказывается, что «таблеточка» не из Страны восходящего солнца, а из интернета, и назначила ее в коридоре другая мама.

Еще один пример. Приходит мама в расстроенных чувствах: «У ребенка после такой-то процедуры “откат”! Он вчера не спал всю ночь, плакал!» Во время консультационной беседы выясняется, что в другом медицинском учреждении ребенку назначили препарат, который может вызывать возбуждение, поэтому не следовало его совмещать с процедурой.

Родители приняли решение о совмещении того, что назначили разные врачи – самостоятельно. Когда отменили препарат, сон вернулся – никаких откатов, продолжаем процедуру. Не следует запараллеливать несколько схем лечения, создавать их самостоятельно, но если уж со стороны родителя есть такая инициатива, то лечащий врач должен быть в курсе «эксперимента».

Я имею большой опыт и соответственно множество разнообразных историй. Иногда родители словно затевают какую-то «игру», например: «А если бы не показали вам эту энцефалограмму, а принесли бы чистую, то вы нас взяли бы на процедуру?» Вот что ответить маме? Нельзя идти таким путем, ведь ребенок – не игрушка, не тот, с кем проводят эксперименты.

Раннее развитие может навредить

– На речь могут влиять занятия по раннему развитию?


– Раннее развитие заложено самой природой и заключается в том, что ребенок, рождаясь в мир, сразу сталкивается с разнообразием того, что развивает – шумов, звуков, вкусов, запахов, впечатлений, цветов.

Вот мама запеленала – проприоцептивные ощущения, положила в коляску и вывезла на улицу, а там над головой ветки деревьев, небо, облака – зрительный гнозис, пришел с работы папа и заговорил баском – слуховое восприятие, и таких впечатлений на протяжении дня – масса. Вот это все и есть развитие ребенка.

Малыши в первый год жизни должны получать гигиенические процедуры, ласку, эмоции и развиваться, как развивается цветок под лучами солнца.

Вот что не нужно для «раннего развития», так это вешать перед лицом младенца мобили, яркие блестящие звенящие игрушки. Мне кажется, психику недавно родившегося человека очень настораживает все громкое, шумное. Если уж такая игрушка куплена, то пусть она висит на достаточном расстоянии от малыша.

Специалист подключается тогда, когда есть проблема. Например, ребенок ползает, заваливаясь на одну сторону или потягиваясь на руках, не вовлекая ноги, тогда подключаем специалиста – массажиста. В начале жизни, вероятнее всего, должен появиться массажист, а не логопед и психолог с развивающими игрушками и буквами. Развивая моторику, совершенствуя физическое развитие, мы априори «запускаем» речь.

Я категорически против «развития с пеленок», «читать раньше, чем ходить». Демонстрация букв и слов младенцу – для меня вообще явление не очень понятное. Кто знает физиологию, понимает, что функция чтения формируется на базе других функций, когда уже сформировались речь, контроль, мотивация, и эмоциональное развитие прошло определенный этап. Только тогда возможно восприятие абсолютной абстракции в виде буквы.

А если мы хотим букву предложить рано, то ничего, кроме энурезов, тиков и чего-то подобного мы не получим.

Мы же знаем, что у детей до школы не сформировано селективное внимание, не сформирована память, плохо развита речь для того, чтобы бегло читать. В результате одни сплошные проблемы, а никакое не раннее чтение.

Если ребенок действительно одарен, то он обычно сам в раннем возрасте учится читать без помощи родителей. Вот такой процесс мы не останавливаем.

– Иногда, если у ребенка проблемы с речью, родители думают: ну вот сейчас мы отдадим его в детский сад – это правильно?

– Это касается только детей с задержкой. Мы же социальные люди, с этой стороны детсад оправдан – ребенок начинает копировать, подражать речи, задержка нивелируется.

А с другой стороны, если бы у меня был выбор, я не хотела бы ходить в садик. До революции были большие семьи, со своими устоями, традициями, привычками. И ребенок не боялся возразить сверстникам: «А моя мама сказала, что так не надо», – и за этим звучал авторитет всей огромной семьи.

До школы формируется нечто важное, стержневое для ребенка. Но понятно, что детский сад для многих – жесткая необходимость. Родителям надо на работу. Тогда важно просто держать руку на пульсе, следить, чтобы ребенка не обижали.

Возвращаясь к речи, еще раз скажу, что коллектив помогает ей развиться только у тех детей, у кого она физиологически задержалась. Для тяжелых нарушений речи это не работает как панацея, в этом случае нужен комплекс мероприятий по разным направлениям реабилитации.

– То есть не стоит родителям возлагать надежды, что ребенок придет в сад и заговорит?

– Только тем родителям, у кого нормотипичный ребенок. Будучи таковым, он приходит к таким же нормотипичным малышам, которые уже говорят, и – начинает им подражать.

Если у ребенка алалия, органическое нарушение мозговой деятельности, то «само» здесь ничего не появится. Кстати сказать, в жизни мало абсолютно не говорящих детей. Вопрос в качестве речи. Пять слов – это и для трехлетнего ребенка мало, не говоря уже о шестилетнем – катастрофически мало. Так что, возвращаясь опять к вопросу про раннее развитие, – занятия с трехлетним плохо говорящим ребенком – не раннее развитие, а необходимость.

Мифы о речевом развитии

Миф: Ребенок молчит, молчит, а потом как заговорит целыми предложениями. Так же, как Вася у соседки. Так что надо ждать до трех (до пяти) лет.


В реальности: Да, есть умные дети – «накопители», которые видят, что у них не получается говорить, как у папы и мамы, и ждут момента, когда получится. А потом начинают говорить фразами. Но только это должно случиться не в четыре года и тем более не в пять лет, а в два-три года. Так может произойти, это физиологическая норма, что видно и по другим параметрам развития. Лучше, чтобы состояние все-таки оценил специалист.

«Дети могут молчать, а потом внезапно заговорить, как заговорил в 5 лет ребенок из соседнего подъезда» – это действительно миф. Я по этому поводу шучу, что лучше ждать до 33 лет. Но, если говорить без шуток, вряд ли у кого-то есть сила духа, как у святого Ильи Муромца. Всем остальным, у кого нет такой молитвенной силы, видимо, нужно все-таки заниматься со специалистом, не обращая внимания на мифы про соседского Васю. Потому что каким-то волшебным образом в каждом доме поселился такой Вася из соседнего подъезда, который таким же чудесным образом заговорил в 5 лет.

Возможно, у мифически заговорившего в 5 лет ребенка – умственная отсталость, а у вас совсем иная ситуация, или после пятилетнего молчания у ребенка может быть простая и аморфная речь, но не ее просят родители. Никто ничего толком не знает, но легенду передают все дальше и дальше.

Напоминаю, что речь – это сложная система, в которой существуют фонетические, лексические, грамматические и стилистические средства. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Исходя из этого, долгое ее отсутствие может нанести непоправимый урон развитию всех психических функций организма, скажется на дальнейшем обучении, выборе профессии.

Миф: Если подрезать у стоматолога уздечку, ребенок начнет говорить.

В реальности: Под этим мифом есть реальная основа. Если язык лежит в ротовой полости и не поднимается вверх, то короткая подъязычная уздечка тянет язык вниз и невозможно образование звуков, например [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л].

Если не подрезать у стоматолога уздечку, ребенок не начнет говорить, – это действительно миф, потому что ребенок может говорить, заменяя одни звуки на другие («хоёсё» – хорошо). Таким образом, уздечка участвует в качестве речи, дикции, звукопроизношении, но никак не в самой речи.

Миф: Ребенок умненький, все слышит, на имя откликается, отвечает глазами, но речи нет. Не надо переживать – раз умненький, сам однажды заговорит.

В реальности: Действительно, мы опираемся на невербальный интеллект ребенка. Это, конечно, не просто «умненькие глазки», но и умение выполнить интеллектуальные задачи без опоры на речь. Это так называемые тест-действия. А потом, и впрямь в жизни немного людей, которые так и не заговорили.

«Раз ребенок умненький, то не нужно переживать, сам однажды заговорит» – это миф. То, что ребенок изначально умненький, – прекрасно, это будет опорой для занятий по развитию речи. Но если не устранить проблему, мешающую развитию речи, то улучшений не будет.

Вот представьте, стоит красивый автомобиль, очень нарядный, мощный, но в нем есть неисправность. Точно так же и с речью. Если «речевая машина» не запустилась самостоятельно и вовремя, то в основе лежит патологический механизм нарушения. Этих нарушений достаточно много, и у каждого свой патогенез.

Миф: Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить

В реальности:
Да, педагоги, воспитатели заметили, что мелкая моторика в той или иной мере влияет на развитие речи. Особенно когда совмещают две программы – двигательную и речевую. Когда произносят стишок и сопровождают его действиями. Есть такой прием – «расскажи стихи руками».

Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить – это миф. Если у ребенка речевая апраксия (нарушение произвольных целенаправленных движений при отсутствии двигательных расстройств, таких как парезы, параличи), вследствие чего он не говорит (алалия), с ним можно сколь угодно долго перебирать крупу, сама по себе речь не появится.

Здесь нужны другие методики, а развитие мелкой моторики можно использовать как дополнительный прием, который в структуре всей работы вполне поможет, особенно на этапе подготовки руки к письму. Важно, чтобы эти занятия были ежедневными и разнообразными (собирание мелких предметов, вкладывание маленьких предметов в большие, завязывать/развязывать, застегивать/расстегивать, складывать узоры, нанизывать предметы, резать ножницами, рвать бумагу, лепить из пластилина).

Если есть проблемы с речью

Советы от Ольги Азовой

1. Не заниматься ранним речевым развитием.
Ранняя стимуляция речи часто вызывает речевой негативизм, нежелание говорить, потому что ребенок умный и понимает, что не получится, как у мамы и папы. И второе – мы можем вызвать заикание. Раннее развитие речи, мышцы сдвигаются, и ребенок приобретает вторую проблему.

Оставьте пока речь – пойдем априорным путем, развивая фундаментальные функции.

2. Заниматься физическим развитием ребенка. Хорошо развитые моторика и баланс – опора для развития и координации функций, которые формируют навыки устной и письменной речи.

Моторное развитие – это фундаментальная функция, которая формируется параллельно с речью. Дети должны много ползать разными способами: вперед-назад, по-пластунски, бегать, прыгать, ходить, залезать, спускаться по лестницам, подойдут все тренажеры, спортивные принадлежности.

Беговел, а потом велосипед – это средство передвижения маленького ребенка. Велосипед не должен ехать на папе, на нем должен ехать ребенок. А значит, транспортное средство должно быть легкое, невысокое, чтобы на нем было удобно сидеть и у него просто крутились педали. Помните такие велосипеды – «ветерок», «зайчик»? Все детское население страны на них ездило.

Развивайте баланс. Кроме велосипедно-самокатной истории добавьте фитбол, качели, батуты, ходьбу по бревну.

Придумывайте!

3. Качественно играть – это социальное развитие по возрасту.


Сразу скажу, что «развивашки» – это не совсем игра. У нормотипичных детей игра – это еще и познавательный процесс. Помню, у сына в год была машинка, которая начинала ехать при специальном нажатии. Но он об этом не знал. Случайно облокотился, и она поехала. Ребенок внимательно наблюдал за движением. Когда машинка остановилась, попытался сделать так, чтобы она снова поехала. Потом снова случайно облокотился и машинка вновь двинулась…

Родители очень часто не умеют и не любят играть с детьми. А играть необходимо много и качественно. Нужно находиться на уровне ребенка: сесть на ковер и – идти в игре за ним. Сначала это будут просто имитация и подражание взрослым, и только потом – сложные сюжетно-ролевые игры.

Одно из важных мест в такой игре – взаимодействие со взрослым. Не важно, чем вы занимались в конечном итоге: убирали, строили, складывали или рисовали. Вы должны проявить любовь и интерес к ребенку.

С интересом возникает серьезная трудность. Родитель – взрослый человек и не хочет играть, вернее для него это сложно. Если у нас в центре специалистам по игровым терапиям ставить занятия нелимитированно, одно за другим, они начнут выдыхаться.

Но родителям все-таки нужно пытаться загореться интересом ребенка, потому что такие совместные игры очень стимулируют речь. Родителям, как бы ни было трудно, нужно играть с детьми: придумывать сюжет, брать на себя роли, рассказывать, шутить, предлагать разные виды взаимодействия. В общем, играть так, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

Не забывайте, что игра развивает и эмоции (игра по ролям с разными выражениями лица и с использованием голоса разных героев сказок). Можно предлагать ребенку «оценить» эмоцию человека на картинке или героя мультфильма (радостный, грустный, расстроенный и др.).

Экспериментируйте!

4. Развивать сенсорику.


Для обоняния: нюхать травы, специи и любые пахучие вещества, ароматные и неприятные (кофе, рыба и др.), определять на запах.

Для зрительного восприятия: игра с фонариками, цветными стеклышками.

Для рук и тела: массажи стоп, рук, тела; мять, жать, бить, раскатывать пластилин, тесто, гидрогели, ломать и крошить хрупкое, типа хлебцев, во время купания рисовать на теле пеной для бритья, заворачиваться в одеяла.

Для баланса и пространственного ощущения: батуты, мячи, фитболы, качели, беговел, велосипед, качающиеся и вращающиеся платформы, гамак.

Для слуха: на хорошей аппаратуре слушать хорошую музыку разных жанров, классическую (Моцарт, Шопен, Штраус), пробовать играть на разных инструментах, бить в колокольчики, барабаны, особенно этнические с вибрацией.

Для вкуса: пробовать разное на вкус, консистенцию и температуру, определять на вкус.

Фантазируйте!

5. Непосредственно по речи – упрощать слова.
Говорить четко, короткими словами: «ляля», «боты», «киса». Предлагать ребенку короткую инструкцию из 1-3 слов («Дай мне руку», «Иди спать», «Садись», «Стой»). Слова упрощать по структуре. Лучше, чтобы ребенок видел рот (артикуляцию) взрослого. Если нужно привлечь взгляд ребенка, то негромко пищать игрушкой около своего лица (игрушку носить с собой в кармане). Начать оформлять альбом для ребенка: вклеить фото ближайших родственников и простые слова, сделать короткие подписи: «Мама Лена», «Папа Леша», «Брат Иля».

6. К специалисту! Я этот совет даю последним, но вообще все предыдущие рекомендации выполняются параллельно, – ребенок-«молчун» должен находиться под наблюдением врача-невролога.
http://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-mo ... zagovorit/
Варвара
Сообщения: 917
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Календарь развития ребенка

Сообщение Варвара »

Owl писал(а):
Развитие ребенка. Новые возможности, новые перспективы - ребенку 2-3 месяца

Примерно в 2,5 месяца у ребенка появляется новое умение: в этом возрасте он уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипулировать ими. Малыш делает важное открытие: оказывается, что все, что его окружает, можно не только рассматривать, но и трогать, ощупывать, хватать, пробовать на вкус. Из созерцателя ребенок становится деятелем. Арсенал методов маленького исследователя существенно расширяется. И наша задача — поддержать исследовательскую активность малыша и все его «научные эксперименты». А для этого необходимо предоставить в его распоряжение достойный материал.

Выбираем игрушки


-Для стимулирования двигательной активности малышу будет необходима большая яркая игрушка; хорошо, если она будет к тому же звучащей. «Классический» вариант такой игрушки — неваляшка.
-В этом возрасте дети могут подолгу рассматривать прикрепленные к боковине кроватки или стенке манежа яркие полотенца, цветастые платки и т.п. (а в дальнейшем — поворачиваться к ним всем телом и пытаться схватить). Можно прикрепить к боковине кроватки специальный «развивающий» коврик: такие коврики с подвешенными к ним зеркальцами, игрушками, ленточками, «пищалками» и т. п. продаются в магазинах детских товаров. Некоторые модели таких ковриков рассчитаны «на вырост» и могут трансформироваться по мере изменения возможностей и интересов малыша, поэтому ваш ребенок сможет играть с ними и тогда, когда станет старше. Однако надо помнить о том, что коврик, платок или полотенце должны быть надежно прикреплены к бортику кроватки или манежа, чтобы малыш не запутался в них.
-Особое внимание придется уделить выбору погремушек, ведь теперь ваш малыш будет не только смотреть на них, но и держать их в руке, поэтому у погремушки для ребенка 2,5 — 3 месяцев должна быть удобная ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала: по мнению специалистов, именно такие материалы стимулируют познавательную активность, в то время как жесткие и холодные на ощупь игрушки пугают малышей. И, наконец, никаких сомнений не должна вызывать безвредность материала, из которого сделана игрушка.
-«Материалом исследования» для малыша могут быть не только игрушки, но и предметы быта: предложите ему (но только под контролем взрослого!) расписную деревянную ложку с закругленной ручкой, помпон из ниток, венчик для взбивания.
-Чтобы разнообразить осязательные ощущения ребенка, можно сшить из яркой ткани игрушки или (если нет времени) мешочки, набив их разной на ощупь «начинкой»: промытым речным песком, горохом, перьями, соломой и т. п. Сейчас появились в продаже уже готовые игрушки такого рода. Например, мягкий кубик, все стороны которого сшиты из разных материалов (атласа, меха, махровой ткани и т.п.), или корова, набитая пластмассовыми шариками. Можно набить этим материалом готовые мягкие игрушки. Лучше, если мешочки или игрушки будут небольшого размера и продолговатой формы — тогда малышу будет удобнее удерживать их в руке. Также необходимо позаботиться о том, чтобы ткань, из которой они будут сделаны, не линяла, была плотной и прочной, а швы были хорошо заделаны, — ведь первое, что сделает маленький исследователь, — попытается попробовать «объекты исследования» на вкус. Желательно, чтобы ткань, из которой будут сшиты разные мешочки или игрушки, была различной по фактуре. Можно предложить ребенку просто лоскутки различной по цвету и фактуре ткани длиной не более 20 см (при этом у них необходимо обработать края).

Учимся управлять своим телом

-Около 4 месяцев ребенок начинает учиться самостоятельно поворачиваться на бок. Чтобы помочь малышу, поставьте в кроватку или манеж сбоку от лежащего на спине ребенка неваляшку. Ту же роль, что и неваляшка, может сыграть повешенный на боковину кроватки или стенку манежа яркий платок, коврик или просто большой кусок узорчатой ткани. Особенно привлекают грудничков ткани с контрастным узором.
-Попробуйте поставить перед ребенком более «далекую» цель: поместите игрушку поодаль, чтобы дотянуться до нее было не так-то просто. В этом случае ребенок тоже захочет ее достать и будет сначала поворачиваться к ней, а потом тянуться и даже пытаться подползти. После нескольких таких попыток подвиньте игрушку к ребенку.
-Показывая малышу игрушку, обойдите с ней вокруг кроватки или манежа, чтобы ребенок поворачивался, следя за игрушкой взглядом.
-Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке или прикрепите специальную погремушку на липучке — это не только доставит грудничку большое удовольствие, но и поможет ему научиться ощущать свое тело. В продаже есть также «музыкальные носочки», в которые вставлена маленькая погремушка, но подобную вещь можно изготовить и самостоятельно, прочно пришив к обычным носочкам бубенчики.

Развиваем мелкую моторику

Захватывать предметы и удерживать их в руке — отнюдь не легкая задача для двух- трехмесячного ребенка. Чтобы помочь малышу научиться этому, предложите ему новый вариант игры с погремушкой1 (вместо погремушки можно использовать расписную деревянную ложку с закругленной ручкой):

-Покажите ребенку погремушку, погремите ею, поводите из стороны в сторону; когда малыш протянет к игрушке руку, помогите ему: вложите погремушку в его ладонь. Если ребенок на первых порах не сможет удержать погремушку и тут же уронит ее, поднимите ее и снова дайте ему. Игра станет для малыша интереснее, если вы будете каждый раз предлагать ему погремушки, различные по цвету и форме (но не забывайте, что при этом у них обязательно должна быть удобная для захвата ручка.)
-Когда малыш научится удерживать в руке погремушку достаточно длительное время, усложните игру, изменив форму захватываемого предмета: положите малыша на живот, а перед ним поместите маленький (но ни в коем случае не меньше 3 см в диаметре!) яркий предмет круглой формы (это может быть, например, колечко от пирамидки или фигурка от пластмассового конструктора «Лего», предназначенного для самых маленьких). Когда ребенок схватит его и попытается поднести ко рту, возьмите у него колечко и снова положите перед ним. Затем замените маленькое колечко на колечко большего диаметра. Такая игра поможет малышу научиться захватывать в руку предметы разной величины.
-Продолжайте усложнять игру, предлагая малышу одновременно два колечка — большое и маленькое. В дальнейшем вводите в игру предметы другой формы, кладя перед малышом кубики от того же «Лего» с крупными деталями, мягкие игрушки или мешочки с разной на ощупь «начинкой» (их описание см. выше) и проч. Благодаря этой игре развивается не только моторика, но и осязание.

Предложите ребенку брать игрушки из разных положений: лежа на спине, сидя на руках у взрослого и т.п. Попробуйте дать ему одновременно две игрушки.

Учимся слушать и говорить

Считается, что обучение восприятию ритма и тембра звука помогает малышу овладеть речью. Поэтому небольшие «музыкальные занятия» не только доставляют ребенку удовольствие, но и способствуют его развитию.

-Дайте малышу послушать запись одной и той же мелодии, исполняемой на различных музыкальных инструментах (если вы сами учились музыке, можете исполнить мелодию сами — например, на губной гармошке, детской дудочке, металлофоне). Можно напеть мелодию, которую ваш малыш слышал в инструментальном исполнении. Следует иметь в виду, что мелодия должна быть несложной, легко запоминающейся и ее диапазон не должен превышать одной октавы.
-Возьмите малыша на руки и потанцуйте с ним под музыку. Попробуйте сделать под музыку гимнастику.

В 3 — 4 месяца ваш ребенок начинает «разговаривать» уже не просто так, а целенаправленно: своей «речью» он хочет привлечь ваше внимание. Попытайтесь сделать ваше общение более плодотворным.

-Учите ребенка подражать вашей речи. Для этого сначала сами повторите несколько раз его «любимый» звук (внимательно прислушавшись к его «монологам», вы без труда его определите). Через некоторое время малыш начнет повторять этот звук за вами. Тогда введите в «перекличку» новые звуки (на первых порах желательно гласные). Благодаря таким «диалогам» артикуляционные навыки малыша будут совершенствоваться.
-Разговаривая с ребенком, даже с самым маленьким, который, казалось бы, «ничего не понимает», никогда не сюсюкайте и не коверкайте слова.
-Когда вы кормите и одеваете ребенка или играете с ним, постарайтесь говорить с ним не на посторонние темы, а о том, что вы делаете именно в данный момент. При этом почаще повторяйте так называемые «ключевые», или главные, слова: название частей тела ребенка и предметов одежды, блюд и игрушек. В этом случае малышу легче будет запомнить звучание и значение этих слов.
https://www.9months.ru/razvitie_malysh/ ... ie-rebenka
Ответить

Вернуться в «Мы растем!»