https://www.pravmir.ru/pojdem-vmeste-is ... yaet-odin/«Пойдем вместе искать котенка». Чему научить ребенка, который гуляет один
Лия Шарова
Как понять, что ваш ребенок готов гулять один, и чему его необходимо научить? Рассказывает руководитель школы безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова.
1. Ребенок просит разрешить ему гулять одному. С какого возраста в городе ребенок может выйти на улицу без взрослого?
Обычно родители начинают отпускать ребенка самостоятельно в младших классах: кто-то гуляет во дворе с друзьями, кто-то ходит один в школу. Многодетные родители часто опережают тех, у кого один или два ребенка, по крайней мере по нашей стопугрозовской статистике.
Мне кажется, что многое зависит от готовности и желания ребенка, потому что сейчас очень часто дети не гуляют без присмотра до 12-13 лет и не ходят в школу самостоятельно.
2. Как понять, что ребенок готов?
Понять, что ребенок готов, можно только подготовив его. Для этого нужно не в сотый раз «серьезно поговорить» с ребенком об опасностях и не снова перечислить ему, что можно, а чего нельзя, а проработать несколько основных навыков поведения на улице и в общественных местах.
Родители, как и я в свое время, думают, что достаточно перечислить (пусть даже сто раз) – что опасно и чего нельзя делать – это поможет.
Но проблема не в том, что дети не знают, чего нельзя и что можно, а в том, что они не точно знают – как именно пошагово поступать в каждой из конкретных ситуаций.
Так что если бы родители вместо процесса «рассказать» спрашивали и показывали, было бы гораздо эффективнее.
Родители учат какие-то пароли, потому что прочитали модную статью, но не понимают, что случись с ними что-то в реальности, например, попади мама под машину, она не успеет передать этот пароль тому, кто окажется рядом в этот момент.
Не проще ли раз и навсегда четко объяснить каждому ребенку, что в любой непредвиденной ситуации «за тобой в школу придет или бабушка, или тетя Таня, или дядя Вова», которых ребенок хорошо знает лично? И выучить наизусть их номера телефонов, чтобы ребенок мог всегда позвонить им сам в любой опасной ситуации. Тогда все незнакомцы лишатся возможности притвориться маминым коллегой или папиным двоюродным братом.
3. Мы живем в маленьком городе или поселке, здесь все друг друга знают. Могу ли я разрешить детям гулять одним раньше, чем в большом городе?
Конечно, в большом городе опасностей больше, поэтому жители маленьких городков или поселков чувствуют себя более защищенными. Но принципиально это не меняет списка навыков и понятий, которыми должен обладать ребенок, начиная с 5-6-летнего возраста. Например:
* Прекращать любой разговор с посторонним сразу же фразой «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!»
* Отходить на безопасную дистанцию и убегать.
* Падать на землю с криком «Помогите, я не знаю этого человека!», если кто-то держит за руку или за одежду.
* Бежать в безопасные людные места.
* Смело просить о помощи у служащих, например, магазинов или даже аптеки.
* Просто проходить мимо, если тебя окликают или подзывают, или отвечать, не останавливаясь: «Нет, извините, меня ждут» и так далее.
4. В нашем детстве мы уже в первый класс сами ходили и на общественном транспорте ездили. Почему сейчас так нельзя?
И нам встречались вуайеристы, и к нам приставали незнакомцы, и мы подвергались опасности и 20, и 30 лет назад. Я бы не сказала, что сейчас стало гораздо опаснее, потому что каждая вторая женщина 30-50 лет может рассказать о какой-то неприятной истории, случившейся с ней в детстве.
5. Мы решили, что ребенку уже пора самостоятельно ходить на улицу. С чего начать?
Родители очень любят списки из серии «что должен знать и уметь ребенок». Но прежде, чем я опишу эти навыки, хочу уточнить, что «поговорить» – недостаточно.
Вместо этого эффективно спрашивать: «А как ты думаешь? А как ты поступишь, если? Что ты будешь делать?» Вы узнаете много нового о своем ребенке, обещаю. И многое вас шокирует.
Необходимо разговаривать во время прогулки или игры, например: “Покажи, кто из прохожих тебе нравится. Кто хороший, а кто плохой?”
Показывать все лично: как отвечать, как спрашивать «Кто там?», как отходить, как падать, как просить.
Не давить, не истерить, не занудствовать, не запрещать. Не отмахиваться. Не врать. Не заставлять повторять. Не допрашивать.
И этих «не», сохраняющих близость, очень много, о них знают все родители, но мы все, и я в том числе, далеко не всегда бываем не то что идеальными родителями, а просто хотя бы спокойными и терпеливыми.
Дети прекрасно учатся, когда думают сами. И все будет хорошо. Не бойтесь «думать о плохом», я иногда сталкиваюсь с такими суеверными страхами.
Научить ребенка безопасности – это не запугать, не «мыслить негативно» – это совсем другое – дать ему уверенность, понимание, личные права на защиту своего пространства, дать ему знания и практические навыки.
Основные навыки для дошкольников и младших школьников
Детский сад: четкое понятие «кругов доверия», семья/друзья/знакомые/социальные работники/посторонние. Дети дошкольного возраста доверяют всем знакомым взрослым, всем «добрым и вежливым», всем «пожилым» (лет сорока, например), а заодно всем полицейским, пожарным, охранникам, врачам и так далее.
Детсадовец-пятилетка должен знать наизусть два номера телефона как минимум. Знать, как отвечать любому, каждому постороннему, заговорившему с ним на улице. Знать, что кричать, если кто-то пытается его увести. Что делать, если потерялся или заблудился. К кому из посторонних лучше подойти за помощью и что сказать. Куда бежать, если нужна помощь. Не открывать дверь и не подходить к телефону.
Младшие школьники кроме этих знаний должны уметь использовать два своих главных оружия – быстрые ноги и громкий голос – и не стесняться это делать. Они должны точно знать, что делать, если незнакомец заговаривает в подъезде или дотрагивается до них.
Школьники уже должны знать минимум 30 уловок похитителей и уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят.
Также они должны понимать меру своих возможностей (практически все 10-летние мальчишки на тренингах гордо заявляют, что они готовы «вмазать бандиту так, что он отлетит»), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном (они правда так отвечают лет до 11-12), и не стесняться повести себя «как дурак» в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).
«Пойдем вместе искать котенка». Чему научить ребенка, который гуляет один
«Пойдем вместе искать котенка». Чему научить ребенка, который гуляет один
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Re: «Пойдем вместе искать котенка». Чему научить ребенка, который гуляет один
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!