Говорят дети!

Осоча 09 окт 2018, 12:04

Степан, 8 лет. Во втором классе начали выставлять оценки. В дневнике четверки и пятерки. Никак не может запомнить слово "хорошист": "Мама, я хорОшник!"

Праздники России

Логопед о проблемах детей с ДЦП PDF Печать E-mail
15.06.2018 10:53



 

 

 

У большинства детей с ДЦП выявляется задержка речевого развития, специалист может обнаружить это еще в доречевом периоде — по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета.
Ребенок с ДЦП очень часто нуждается в помощи логопеда. Об особенностях работы рассказывает логопед Ольга Мордашова (закончила МГПУ по специальности логопедия, дипломная работа «Специфика работы логопеда с детьми с ДЦП», работала в Детском психоневрологическом санатории №65 для детей с ДЦП).
Вовремя — это как можно раньше
Ребенок с родовой травмой, с риском развития детского церебрального паралича, опуская нечастые случаи поздней диагностики, как правило с самого младенчества находится под пристальным наблюдением неврологов и физических терапевтов, но редко вовремя (а в случае ребенка с ДЦП вовремя — это как можно раньше) попадает к логопеду. Это вполне объяснимо — для начала надо просто выжить. Позже — овладеть хоть какими-то движениями. Уже не до речи — не знаешь за что хвататься.
Между тем, ранняя логопедическая работа с такими детьми может помочь и своевременному развитию речи, и скорректировать жизненно важные функции — глотание, сосание, жевание.
ДЦП в большинстве случаев вызывает особое речевое развитие. Это связано
как с повреждениями определенных структур головного мозга, так и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметной и игровой деятельности как базы развития речи. У большинства детей с церебральным параличом выявляется задержка речевого развития — и эту задержку специалист может обнаружить уже в самом раннем возрасте, в так называемом доречевом периоде — по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета. Также в самом раннем возрасте бывают становятся заметны проблемы с сосанием, глотанием, позже — затрудненное жевание.
В первые годы жизни ребенка мы часто можем наблюдать медленный темп речевого развития — как правило, в раннем возрасте даже в тяжелых случаях заболевания развитие общей моторики опережает развитие речи.
Дети с ДЦП произносят первые слова в среднем лишь в 2-3 года, но после трех лет при условии регулярных логопедических занятий часто происходит заметный скачок в речевом развитии, речь начинает опережать моторику и стремительно формироваться. Если интеллект ребенка сохранен, тонус и подвижность мышц артикуляционного аппарата изменены незначительно, то при регулярных занятиях со специалистом развитие речи в школьном возрасте идет в рамках возрастной нормы.
Дизартрия и алалия
К сожалению, только задержка бывает достаточно редко, практически всегда ребенку с ДЦП впоследствии ставят речевой диагноз — дизартрия. Это нарушение проявляется только в произносительной стороне речи —
при сохранном ее понимании.
Выделяют несколько форм дизартриии в зависимости от формы ДЦП, и несколько степеней — от самой тяжелой — анартрии, до легкой — стертой дизартрии. В легких случаях речь ребенка смазанная, замедленная, бедная интонационно, в тяжелых — движения органов артикуляции настолько ограничены, что не дают возможности произнести ни слова. Язык, губы, щечная мускулатура — те же мышцы, что и во всем остальном организме, и нарушения тонуса и подвижности, присутствуя во всем организме, будут отмечаться и в органах артикуляции.
Как правило всегда отмечается зависимость между степенью нарушения артикуляционной моторики и состоянием моторики рук.
Помимо дизартрии, достаточно часто у детей с ДЦП встречается и алалия — недоразвитие речи в результате поражения коры головного мозга. В этом случае нарушено не только произношение — страдает и понимание речи, наблюдаются проблемы связной, фразовой сторон речи, слоговой структуры слова, то есть, проблемы формирования речи как системы.
Сосание и глотание — для дифференциальной диагностики
Бывает очень непросто провести дифференциальную диагностику и определить главное препятствие для речевого развития.
В раннем возрасте бывает нелегко понять, что ждет ребенка дальше, как будет развиваться его речь, с какой симптоматикой мы столкнемся впоследствии — но крайне необходимо помочь ребенку с освоением жизненно важных функций — сосания и глотания, в более старшем возрасте — жевания.
Для дифференциальной диагностики в более позднем возрасте очень важно знать — как ребенок справлялся с организацией этих процессов в младенчестве. Если речи нет, но хорошо сосал грудь — возможно основная причина недоразвития речи не дизартрия, она может сопутствовать, но ребенка необходимо обследовать на предмет алалии.
К слову о диагностике и моем самоуверенном жонглировании неврологической терминологией — я думаю, многим известно то, что логопед не пишет диагноз, а пишет заключение. Например: «Общее недоразвитие речи (ОНР), Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)». А термины вроде дизартрии, дислалии, алалии — являются не заключениями, а диагнозами, и поставить их имеет право лишь врач-невролог. Однако логопеды, работающие с детьми с церебральным параличом, вынуждены пользоваться именно клинической классификацией речевых нарушений, так как упомянутая педагогическая не несет никакой информации о конкретном ребенке с ДЦП.
Часто именно логопед в силах определить ведущую симптоматику и правильно выстроить коррекционную работу.
Скользкие моменты логопедической диагностики
Одним из скользких моментов логопедической диагностики ребенка с ДЦП
является тот факт, что часто специалист, не присматриваясь особо, выстреливает диагнозом — дизартрия, лихо определяет ее форму и начинает работать над функцией мышц. ДЦП же, дизартрия же по умолчанию. Да, она есть. Но если ребенок непроизвольно произносит достаточно большой объем звуков, непроизвольно же способен к достаточно сложным артикуляционным движениям, а может быть даже в состоянии воспроизвести их по подражанию, жует и глотает, то вряд ли причина его молчания — дизартрия, и ему так уж сильно показан бесконечный зондовый массаж.
К сожалению, не всегда у специалиста есть отчетливое понимание наиболее
актуальной задачи для данного конкретного ребенка. Например, была в моей практике чудесная умненькая шестилетняя девочка с прекрасно развитой в результате усилий логопедов и родителей речью, но с остаточными дефектами произношения Л и Р. Эти дефекты были очевидны, и маму беспокоили, меня же на тот момент гораздо более волновало другое — руки девочки.
К письму рука была абсолютно не готова, плюс наблюдались типичные для детей с ДЦП проблемы ориентировки в пространстве, которые, будучи вовремя не устраненными, гарантированно привели бы к нарушениям письменной речи — дислексии и дисграфии. А звуки — да, можно было бы потратить время на их постановку и автоматизацию, но я отдавала себе отчет, что при дизартрии эта работа затянется на месяцы а, возможно, и годы. А сроки поджимают — школа близится, речь ребенка абсолютно разборчива и понятна, с такой речью многие здоровые люди живут и прекрасно себя чувствуют.
Поэтому на повестке дня — рука и письмо, работы там виделось очень много, и мы ее начали. Но мама продолжала волноваться, и дело кончилось тем, что ходить ко мне они перестали. Но, спустя почти два года, вернулись, когда проблемы девочки в школе стали совершенно очевидны, а другой логопед шел по легкому пути и занимался постановкой этих оставшихся звуков.
Логопедический массаж может помочь почти всегда
В раннем возрасте или же в начале коррекционной работы в любом возрасте, пока мы еще можем лишь догадываться, как пойдет речевое развитие у этого ребенка, логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика будут основными нашими помощниками.
Даже в самых сложных случаях, когда речь идет о зондовом питании, чаще всего помочь ребенку можно. Занятия с логопедом могут помочь ослабить выраженный рвотный рефлекс, стимулировать сосательный и глотательный. Позже — стимулировать жевание.
И в более старшем возрасте логопедический массаж и пассивная, а впоследствии активная артикуляционная гимнастика будут показаны большинству детей с ДЦП — для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и точности движений артикуляционного аппарата.
Если ребенок совсем маленький, или же имеет интеллектуальные проблемы, успешным оказывается использование для массажа и гимнастики съедобных приспособлений и текстур, различных по вкусу, запаху, температурным и тактильным свойствам.
Так, например, ребенку с нарушением функции глотания легче почувствовать в ротовой полости и проглотить что-то холодное, а не теплое, кислое или выраженно сладкое, а не нейтральное. Ребенку с проблемами произвольной организации движений оказывается возможным поднять язык вверх не по команде, а пытаясь дотянуться за сладким леденцом.
На такую вкусную гимнастику с удовольствием откликаются и дети постарше, и именно такие эмоционально ярко окрашенные упражнения и позволяют достигать наилучших результатов работы.
Лично мне не приходилось работать с детьми с ДЦП в раннем возрасте, но удавалось успешно разработать жевательную мускулатуру у детей более старшего возраста, тем самым существенно улучшив качество жизни ребенка.
Апраксия: активно что-то лепечет, но не повторяет и не подражает
Если у ребенка мы определили только ограничение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения мышечного тонуса — вышеописанных мер может оказаться достаточно для запуска речи, но если мы видим апраксию — нарушение произвольной организации движений, то необходимы направленные занятия по вызыванию звуков, формированию слоговой структуры слова, а впоследствии фразовой речи.
Как можно определить апраксию? На нее может указывать достаточное разнообразие непроизвольного звучания при выраженных трудностях произвольного воспроизведения — ребенок вроде бы активно что-то лепечет, но не повторяет, не подражает, или пытается повторить, но повторяет какой угодно звук кроме требуемого, хотя буквально пять минут
назад вы этот звук от него случайно услышали.
То же самое с артикуляционными позами — непроизвольные позы разнообразны, язык достаточно подвижен, но по требованию повторить движение ребенок не в состоянии, или повторить кратковременно может, а удержать не способен. Впрочем последний симптом не очень информативен — у ребенка может элементарно не хватать сил удержать позу, или же может мешать гиперкинез. Чтобы разобраться в этом, необходимо пристальное наблюдение в динамике.
Как работать с детьми с апраксией? Важно помнить, что логомассаж в этом случае панацеей не будет, необходимо целенаправленно, с опорой на сохранные анализаторы, на ведущую деятельность, выводить звуки в произвольность и закреплять, позже — объединять звукокомплексы в слова и фразы. Работа долгая, кропотливая, часто — начинающаяся слишком поздно, хотя определить ведущую симптоматику при наличии опыта специалисту возможно уже в 2-3 года, а то и раньше.
Такие дети встречаются в логопедической практике достаточно часто,
лично мне нравится работать с ними по игровой методике центра «Территория речи», и использовать как дополнительную опору складовое чтение по Зайцеву.
Максимально раннее начало логопедической коррекционной работы с грамотным специалистом — залог максимального раскрытия речевого потенциала ребенка.
Прогноз речевого развития
К сожалению, практически не бывает такого, чтобы ребенок с ДЦП совершенно не нуждался в помощи логопеда — и чем раньше начинается работа, тем больше шансов избежать вторичных интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.
И немного о прогнозах речевого развития при ДЦП — начну с грустного, закончу оптимистическим.
Прогноз развития речи чаще неблагоприятный при выраженном тетрапарезе с существенным ограничением функции рук и при тяжелой гиперкинетической форме ДЦП. Последнее тем обидней, что дети с гиперкинетическим ДЦП часто абсолютно сохранны интеллектуально.
При сочетании дизартрии с алалией что-либо прогнозировать также сложно. Имея дело с перечисленными нарушениями, рано или поздно встает вопрос об альтернативной коммуникации при помощи чтения, письма, печатания, жестовой речи, карточек PECS. Лично мое мнение — подобные средства можно использовать как вспомогательные, но никогда как единственный выход из ситуации.
Нельзя опускать руки и терять надежду когда-нибудь услышать речь ребенка.
Имея сохранный интеллект и выраженные волевые качества, даже в зрелом возрасте можно достичь определенных успехов, и тогда человек, овладевший различной коммуникацией, будет уже иметь выбор, какой из них в данной ситуации ему удобнее воспользоваться.

 

У большинства детей с ДЦП выявляется задержка речевого развития, специалист может обнаружить это еще в доречевом периоде — по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета.

 

Ребенок с ДЦП очень часто нуждается в помощи логопеда. Об особенностях работы рассказывает логопед Ольга Мордашова (закончила МГПУ по специальности логопедия, дипломная работа «Специфика работы логопеда с детьми с ДЦП», работала в Детском психоневрологическом санатории №65 для детей с ДЦП).

 

Вовремя — это как можно раньше

 

Ребенок с родовой травмой, с риском развития детского церебрального паралича, опуская нечастые случаи поздней диагностики, как правило с самого младенчества находится под пристальным наблюдением неврологов и физических терапевтов, но редко вовремя (а в случае ребенка с ДЦП вовремя — это как можно раньше) попадает к логопеду. Это вполне объяснимо — для начала надо просто выжить. Позже — овладеть хоть какими-то движениями. Уже не до речи — не знаешь за что хвататься.

 

Между тем, ранняя логопедическая работа с такими детьми может помочь и своевременному развитию речи, и скорректировать жизненно важные функции — глотание, сосание, жевание.

 

ДЦП в большинстве случаев вызывает особое речевое развитие. Это связано

 

как с повреждениями определенных структур головного мозга, так и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметной и игровой деятельности как базы развития речи. У большинства детей с церебральным параличом выявляется задержка речевого развития — и эту задержку специалист может обнаружить уже в самом раннем возрасте, в так называемом доречевом периоде — по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета. Также в самом раннем возрасте бывают становятся заметны проблемы с сосанием, глотанием, позже — затрудненное жевание.

 

В первые годы жизни ребенка мы часто можем наблюдать медленный темп речевого развития — как правило, в раннем возрасте даже в тяжелых случаях заболевания развитие общей моторики опережает развитие речи.

 

Дети с ДЦП произносят первые слова в среднем лишь в 2-3 года, но после трех лет при условии регулярных логопедических занятий часто происходит заметный скачок в речевом развитии, речь начинает опережать моторику и стремительно формироваться. Если интеллект ребенка сохранен, тонус и подвижность мышц артикуляционного аппарата изменены незначительно, то при регулярных занятиях со специалистом развитие речи в школьном возрасте идет в рамках возрастной нормы.

 

Дизартрия и алалия

 

К сожалению, только задержка бывает достаточно редко, практически всегда ребенку с ДЦП впоследствии ставят речевой диагноз — дизартрия. Это нарушение проявляется только в произносительной стороне речи —

при сохранном ее понимании.

 

Выделяют несколько форм дизартриии в зависимости от формы ДЦП, и несколько степеней — от самой тяжелой — анартрии, до легкой — стертой дизартрии. В легких случаях речь ребенка смазанная, замедленная, бедная интонационно, в тяжелых — движения органов артикуляции настолько ограничены, что не дают возможности произнести ни слова. Язык, губы, щечная мускулатура — те же мышцы, что и во всем остальном организме, и нарушения тонуса и подвижности, присутствуя во всем организме, будут отмечаться и в органах артикуляции.

 

Как правило всегда отмечается зависимость между степенью нарушения артикуляционной моторики и состоянием моторики рук.

 

Помимо дизартрии, достаточно часто у детей с ДЦП встречается и алалия — недоразвитие речи в результате поражения коры головного мозга. В этом случае нарушено не только произношение — страдает и понимание речи, наблюдаются проблемы связной, фразовой сторон речи, слоговой структуры слова, то есть, проблемы формирования речи как системы.

 

Сосание и глотание — для дифференциальной диагностики

 

Бывает очень непросто провести дифференциальную диагностику и определить главное препятствие для речевого развития.

 

В раннем возрасте бывает нелегко понять, что ждет ребенка дальше, как будет развиваться его речь, с какой симптоматикой мы столкнемся впоследствии — но крайне необходимо помочь ребенку с освоением жизненно важных функций — сосания и глотания, в более старшем возрасте — жевания.

 

Для дифференциальной диагностики в более позднем возрасте очень важно знать — как ребенок справлялся с организацией этих процессов в младенчестве. Если речи нет, но хорошо сосал грудь — возможно основная причина недоразвития речи не дизартрия, она может сопутствовать, но ребенка необходимо обследовать на предмет алалии.

 

К слову о диагностике и моем самоуверенном жонглировании неврологической терминологией — я думаю, многим известно то, что логопед не пишет диагноз, а пишет заключение. Например: «Общее недоразвитие речи (ОНР), Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)». А термины вроде дизартрии, дислалии, алалии — являются не заключениями, а диагнозами, и поставить их имеет право лишь врач-невролог. Однако логопеды, работающие с детьми с церебральным параличом, вынуждены пользоваться именно клинической классификацией речевых нарушений, так как упомянутая педагогическая не несет никакой информации о конкретном ребенке с ДЦП.

 

Часто именно логопед в силах определить ведущую симптоматику и правильно выстроить коррекционную работу.

 

Скользкие моменты логопедической диагностики

 

Одним из скользких моментов логопедической диагностики ребенка с ДЦП

является тот факт, что часто специалист, не присматриваясь особо, выстреливает диагнозом — дизартрия, лихо определяет ее форму и начинает работать над функцией мышц. ДЦП же, дизартрия же по умолчанию. Да, она есть. Но если ребенок непроизвольно произносит достаточно большой объем звуков, непроизвольно же способен к достаточно сложным артикуляционным движениям, а может быть даже в состоянии воспроизвести их по подражанию, жует и глотает, то вряд ли причина его молчания — дизартрия, и ему так уж сильно показан бесконечный зондовый массаж.

 

К сожалению, не всегда у специалиста есть отчетливое понимание наиболее

актуальной задачи для данного конкретного ребенка. Например, была в моей практике чудесная умненькая шестилетняя девочка с прекрасно развитой в результате усилий логопедов и родителей речью, но с остаточными дефектами произношения Л и Р. Эти дефекты были очевидны, и маму беспокоили, меня же на тот момент гораздо более волновало другое — руки девочки.

 

К письму рука была абсолютно не готова, плюс наблюдались типичные для детей с ДЦП проблемы ориентировки в пространстве, которые, будучи вовремя не устраненными, гарантированно привели бы к нарушениям письменной речи — дислексии и дисграфии. А звуки — да, можно было бы потратить время на их постановку и автоматизацию, но я отдавала себе отчет, что при дизартрии эта работа затянется на месяцы а, возможно, и годы. А сроки поджимают — школа близится, речь ребенка абсолютно разборчива и понятна, с такой речью многие здоровые люди живут и прекрасно себя чувствуют.

 

Поэтому на повестке дня — рука и письмо, работы там виделось очень много, и мы ее начали. Но мама продолжала волноваться, и дело кончилось тем, что ходить ко мне они перестали. Но, спустя почти два года, вернулись, когда проблемы девочки в школе стали совершенно очевидны, а другой логопед шел по легкому пути и занимался постановкой этих оставшихся звуков.

 

Логопедический массаж может помочь почти всегда

 

В раннем возрасте или же в начале коррекционной работы в любом возрасте, пока мы еще можем лишь догадываться, как пойдет речевое развитие у этого ребенка, логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика будут основными нашими помощниками.

 

Даже в самых сложных случаях, когда речь идет о зондовом питании, чаще всего помочь ребенку можно. Занятия с логопедом могут помочь ослабить выраженный рвотный рефлекс, стимулировать сосательный и глотательный. Позже — стимулировать жевание.

 

И в более старшем возрасте логопедический массаж и пассивная, а впоследствии активная артикуляционная гимнастика будут показаны большинству детей с ДЦП — для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и точности движений артикуляционного аппарата.

 

Если ребенок совсем маленький, или же имеет интеллектуальные проблемы, успешным оказывается использование для массажа и гимнастики съедобных приспособлений и текстур, различных по вкусу, запаху, температурным и тактильным свойствам.

 

Так, например, ребенку с нарушением функции глотания легче почувствовать в ротовой полости и проглотить что-то холодное, а не теплое, кислое или выраженно сладкое, а не нейтральное. Ребенку с проблемами произвольной организации движений оказывается возможным поднять язык вверх не по команде, а пытаясь дотянуться за сладким леденцом.

 

На такую вкусную гимнастику с удовольствием откликаются и дети постарше, и именно такие эмоционально ярко окрашенные упражнения и позволяют достигать наилучших результатов работы.

 

Лично мне не приходилось работать с детьми с ДЦП в раннем возрасте, но удавалось успешно разработать жевательную мускулатуру у детей более старшего возраста, тем самым существенно улучшив качество жизни ребенка.

 

Апраксия: активно что-то лепечет, но не повторяет и не подражает

 

Если у ребенка мы определили только ограничение подвижности артикуляционного аппарата, нарушения мышечного тонуса — вышеописанных мер может оказаться достаточно для запуска речи, но если мы видим апраксию — нарушение произвольной организации движений, то необходимы направленные занятия по вызыванию звуков, формированию слоговой структуры слова, а впоследствии фразовой речи.

 

Как можно определить апраксию? На нее может указывать достаточное разнообразие непроизвольного звучания при выраженных трудностях произвольного воспроизведения — ребенок вроде бы активно что-то лепечет, но не повторяет, не подражает, или пытается повторить, но повторяет какой угодно звук кроме требуемого, хотя буквально пять минут

назад вы этот звук от него случайно услышали.

 

То же самое с артикуляционными позами — непроизвольные позы разнообразны, язык достаточно подвижен, но по требованию повторить движение ребенок не в состоянии, или повторить кратковременно может, а удержать не способен. Впрочем последний симптом не очень информативен — у ребенка может элементарно не хватать сил удержать позу, или же может мешать гиперкинез. Чтобы разобраться в этом, необходимо пристальное наблюдение в динамике.

 

Как работать с детьми с апраксией? Важно помнить, что логомассаж в этом случае панацеей не будет, необходимо целенаправленно, с опорой на сохранные анализаторы, на ведущую деятельность, выводить звуки в произвольность и закреплять, позже — объединять звукокомплексы в слова и фразы. Работа долгая, кропотливая, часто — начинающаяся слишком поздно, хотя определить ведущую симптоматику при наличии опыта специалисту возможно уже в 2-3 года, а то и раньше.

 

Такие дети встречаются в логопедической практике достаточно часто,

лично мне нравится работать с ними по игровой методике центра «Территория речи», и использовать как дополнительную опору складовое чтение по Зайцеву.

 

Максимально раннее начало логопедической коррекционной работы с грамотным специалистом — залог максимального раскрытия речевого потенциала ребенка.

 

Прогноз речевого развития

 

К сожалению, практически не бывает такого, чтобы ребенок с ДЦП совершенно не нуждался в помощи логопеда — и чем раньше начинается работа, тем больше шансов избежать вторичных интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.

 

И немного о прогнозах речевого развития при ДЦП — начну с грустного, закончу оптимистическим.

 

Прогноз развития речи чаще неблагоприятный при выраженном тетрапарезе с существенным ограничением функции рук и при тяжелой гиперкинетической форме ДЦП. Последнее тем обидней, что дети с гиперкинетическим ДЦП часто абсолютно сохранны интеллектуально.

 

При сочетании дизартрии с алалией что-либо прогнозировать также сложно. Имея дело с перечисленными нарушениями, рано или поздно встает вопрос об альтернативной коммуникации при помощи чтения, письма, печатания, жестовой речи, карточек PECS. Лично мое мнение — подобные средства можно использовать как вспомогательные, но никогда как единственный выход из ситуации.

Нельзя опускать руки и терять надежду когда-нибудь услышать речь ребенка.

 

Имея сохранный интеллект и выраженные волевые качества, даже в зрелом возрасте можно достичь определенных успехов, и тогда человек, овладевший различной коммуникацией, будет уже иметь выбор, какой из них в данной ситуации ему удобнее воспользоваться.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/logoped-o-problemah-detej-s-dtsp-k-o-s/
Обсудить в форуме - http://www.mal-kuz.ru/forum/viewtopic.php?f=111&t=34865

 
 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 69 гостей онлайн