«Трогательные» игры PDF Печать E-mail
04.04.2019 10:12



Иногда мы недооцениваем значение развития тактильных ощущений малыша. Но прикосновения жизненно необходимы ребенку. Благодаря им малыш учится жить в новом мире и получает о нем информацию.
Изображение
Автор: Юлия Каспарова, педагог
Осязание называют «кожным чувством». Еще бы! Оно помогает малышу ощущать прикосновения, давление, боль, тепло, холод, помогает определить на ощупь форму и фактуру предметов и т.п. Можно говорить даже о своеобразном сензитивном периоде развития руки ребенка. Она прикасается к шершавой шишке и гладкому зеркалу, пушистому мишке и острым зубчикам расчески. Тактильные ощущения позволяют ему сравнить различные поверхности, понять, что ему приятнее трогать, а что – не нравится.
Новорожденный совершает много хаотичных движений руками, дотрагивается до некоторых предметов случайно, а потом, если ему пришлось по душе прикосновение, уже целенаправленно. Постепенно у малыша складывается представление об окружающем мире. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он сможет сравнивать, объединять или различать предметы по сходству или различию.
Чтобы чувство осязания развивалось в полной мере, важно предлагать малышу всевозможные игры и упражнения, направленные на его тренировку. Попробуем?
Природный материал. Играйте с природными материалами: шишками, каштанами, желудями, грецкими орехами, камешками, ракушками. Прикасаясь к ним, кроха будет испытывать самые разные тактильные ощущения. Пусть природный материал играет роль, например, конфет и печенья, которые нужно раздать куклам и зверятам, разложить на тарелочки. Еще очень полезно делать из природных материалов всевозможные поделки и аппликации.
Чудо-фольга. Предложите малышу «лепить» из пищевой фольги: ее можно сминать в ручках, делать из нее шарики, а потом снова разглаживать.
Тепло-холодно. Пусть на улице малыш трогает ручками холодный снег, а дома — теплую батарею, учится определять температуру воды, текущую из крана: теплая она или холодная. Причем, в воду можно опускать как ручки, так и ножки…
Волшебный мешочек. В непрозрачный пакет или сумочку сложите всевозможные предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, фигурки из яиц с сюрпризами, шишки, каштаны, орехи, крупные пуговицы, чайную ложку и т.п.). Самые маленькие ребятишки могут просто засовывать руку в мешочек и перебирать все эти «сокровища». А малышам постарше предложите на ощупь, не вынимая руку из мешочка, определить, что за предмет им «попался». Понятно, что для такой игры все предметы в мешочке должны быть известны малышу. Лучше заранее, до игры, их все внимательно рассмотреть, а только потом сложить в мешочек.
Веселое купание. Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают разные предметы. Делать это можно во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, резиновые и пластмассовые игрушки, маленькие мячики, ракушки, крупные камешки, губки разной жесткости и т.п.). Запустите в воду пластмассовый кораблик и предложите загрузить его важным грузом, посадить на палубу пассажиров. Если кораблика нет, дайте малышу мисочку, пусть складывает игрушки в нее.
Пушистые следы. Для развития тактильный ощущений, а заодно и массажа стоп малышу полезно ходить ножками по разным поверхностям. Летом — по песку, траве, морской гальке. А в холодное время года — по заботливо подготовленным мамой «следам». Из кусочков разных материалов (линолеум, ковролин, рифленые обои, пенопласт, «пупырчатый» целлофан, мех и т.п.) вырежьте «следы» по размеру немного больше ножки ребенка. Разложите их дорожкой на полу, разуйте малыша, снимите носочки и предложите отправиться в веселое путешествие. Пусть малыш пройдется ножками по «загадочным» следам, а вы комментируйте его ощущения: «Вот гладкий след, как приятно! А этот — шершавый! А этот — мягкий, пушистый!»
Выбирая игрушки для крохи, старайтесь, чтобы они были и разной формы, и фактуры. Пусть в игрушечном арсенале малыша будут и мягкие игрушки, и деревянные, и пластиковые, и резиновые. Чем больше разнообразие, тем шире возможности для развития.
Топ-топ. Малышу будут очень полезны игры с массажным ковриком для ног с деревянными бусинами. Такой коврик легко найти в продаже, и стоит он совсем не дорого. Скорее всего, малышу будет неинтересно просто так топтаться по коврику, мамины слова «это полезно» для него пустой звук. Значит, нужно его как-то мотивировать! Лучше всего проводить с малышом веселую зарядку, маршируя и подпрыгивая на коврике под веселые стишки. Сначала будем топать:
Ножками потопали: топ-топ-топ!
Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали! Сно-ва cе-ли!
А потом всю кашу cъели!
(Г.Лагздынь)
А теперь «поскачем», как лошадки, высоко поднимая коленки:
— Но! — сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
(В. Берестов)
Используйте для зарядки на коврике любые подходящие стишки, песенки, потешки, чтобы занятия были не только полезными, а и веселыми.
Рельсы-рельсы… Ну вот, мы потренировали тактильную чувствительность наших ручек и ножек, а теперь займемся всем телом целиком! Вы знаете, какая самая лучшая тактильная игра? Конечно веселый массаж! И было бы здорово, если бы такой массаж малышу делала не мама, а папа. В течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. Итак, рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:
Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы)
Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы)
Ехал поезд запоздалый. («Пробегаем» пальчиками по всей спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки)
Пришли куры: поклевали, поклевали… («Клюем» пальчиками)
Пришли гуси: пощипали, пощипали… (Щиплем спинку)
Пришел слон: потоптал, потоптал, («Топчемся» кулачками)
Пришла слониха: потоптала, потоптала, («Топчемся», но не так сильно)
Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками)
Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку)
Поставил стул, стол, печатную машинку («Ставим», стол и стул четырьмя пальцами) И начал печатать: («Печатаем»)
«Дорогая моя дочка. Вжик-точка, вжик-точка (На слове «вжик» проводим легонько пальцами по бокам малыша)
Я купил тебе чулочки. Вжик-точка, вжик-точка»
Заклеил письмо, поставил печать и отправил (Ставим «печать»)
Письмо летело-летело, летело-летело (Гладим спинку, показывая, как летело письмо)
И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой трусов).
Если сын или дочурка требуют «продолжения банкета», покатайте друг другу по спине игрушечные машинки. Это здорово, малышу понравится!

Иногда мы недооцениваем значение развития тактильных ощущений малыша. Но прикосновения жизненно необходимы ребенку. Благодаря им малыш учится жить в новом мире и получает о нем информацию.

 

Осязание называют «кожным чувством». Еще бы! Оно помогает малышу ощущать прикосновения, давление, боль, тепло, холод, помогает определить на ощупь форму и фактуру предметов и т.п. Можно говорить даже о своеобразном сензитивном периоде развития руки ребенка. Она прикасается к шершавой шишке и гладкому зеркалу, пушистому мишке и острым зубчикам расчески. Тактильные ощущения позволяют ему сравнить различные поверхности, понять, что ему приятнее трогать, а что – не нравится.

 

Новорожденный совершает много хаотичных движений руками, дотрагивается до некоторых предметов случайно, а потом, если ему пришлось по душе прикосновение, уже целенаправленно. Постепенно у малыша складывается представление об окружающем мире. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он сможет сравнивать, объединять или различать предметы по сходству или различию.

 

Чтобы чувство осязания развивалось в полной мере, важно предлагать малышу всевозможные игры и упражнения, направленные на его тренировку. Попробуем?

 

Природный материал. Играйте с природными материалами: шишками, каштанами, желудями, грецкими орехами, камешками, ракушками. Прикасаясь к ним, кроха будет испытывать самые разные тактильные ощущения. Пусть природный материал играет роль, например, конфет и печенья, которые нужно раздать куклам и зверятам, разложить на тарелочки. Еще очень полезно делать из природных материалов всевозможные поделки и аппликации.

 

Чудо-фольга. Предложите малышу «лепить» из пищевой фольги: ее можно сминать в ручках, делать из нее шарики, а потом снова разглаживать.

 

Тепло-холодно. Пусть на улице малыш трогает ручками холодный снег, а дома — теплую батарею, учится определять температуру воды, текущую из крана: теплая она или холодная. Причем, в воду можно опускать как ручки, так и ножки…

 

Волшебный мешочек. В непрозрачный пакет или сумочку сложите всевозможные предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, фигурки из яиц с сюрпризами, шишки, каштаны, орехи, крупные пуговицы, чайную ложку и т.п.). Самые маленькие ребятишки могут просто засовывать руку в мешочек и перебирать все эти «сокровища». А малышам постарше предложите на ощупь, не вынимая руку из мешочка, определить, что за предмет им «попался». Понятно, что для такой игры все предметы в мешочке должны быть известны малышу. Лучше заранее, до игры, их все внимательно рассмотреть, а только потом сложить в мешочек.

 

Веселое купание. Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают разные предметы. Делать это можно во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, резиновые и пластмассовые игрушки, маленькие мячики, ракушки, крупные камешки, губки разной жесткости и т.п.). Запустите в воду пластмассовый кораблик и предложите загрузить его важным грузом, посадить на палубу пассажиров. Если кораблика нет, дайте малышу мисочку, пусть складывает игрушки в нее.

 

Пушистые следы. Для развития тактильный ощущений, а заодно и массажа стоп малышу полезно ходить ножками по разным поверхностям. Летом — по песку, траве, морской гальке. А в холодное время года — по заботливо подготовленным мамой «следам». Из кусочков разных материалов (линолеум, ковролин, рифленые обои, пенопласт, «пупырчатый» целлофан, мех и т.п.) вырежьте «следы» по размеру немного больше ножки ребенка. Разложите их дорожкой на полу, разуйте малыша, снимите носочки и предложите отправиться в веселое путешествие. Пусть малыш пройдется ножками по «загадочным» следам, а вы комментируйте его ощущения: «Вот гладкий след, как приятно! А этот — шершавый! А этот — мягкий, пушистый!»

 

Выбирая игрушки для крохи, старайтесь, чтобы они были и разной формы, и фактуры. Пусть в игрушечном арсенале малыша будут и мягкие игрушки, и деревянные, и пластиковые, и резиновые. Чем больше разнообразие, тем шире возможности для развития.

 

Топ-топ. Малышу будут очень полезны игры с массажным ковриком для ног с деревянными бусинами. Такой коврик легко найти в продаже, и стоит он совсем не дорого. Скорее всего, малышу будет неинтересно просто так топтаться по коврику, мамины слова «это полезно» для него пустой звук. Значит, нужно его как-то мотивировать! Лучше всего проводить с малышом веселую зарядку, маршируя и подпрыгивая на коврике под веселые стишки. Сначала будем топать:

 

Ножками потопали: топ-топ-топ!

Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп!

Сели! Встали! Сно-ва cе-ли!

А потом всю кашу cъели!

 

(Г.Лагздынь)

 

А теперь «поскачем», как лошадки, высоко поднимая коленки:

 

— Но! — сказали мы лошадке

И помчались без оглядки.

Вьётся грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

 

(В. Берестов)

 

Используйте для зарядки на коврике любые подходящие стишки, песенки, потешки, чтобы занятия были не только полезными, а и веселыми.

 

Рельсы-рельсы… Ну вот, мы потренировали тактильную чувствительность наших ручек и ножек, а теперь займемся всем телом целиком! Вы знаете, какая самая лучшая тактильная игра? Конечно веселый массаж! И было бы здорово, если бы такой массаж малышу делала не мама, а папа. В течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. Итак, рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:

 

Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы)

 

Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы)

 

Ехал поезд запоздалый. («Пробегаем» пальчиками по всей спине)

 

Из последнего окошка

 

Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки)

 

Пришли куры: поклевали, поклевали… («Клюем» пальчиками)

 

Пришли гуси: пощипали, пощипали… (Щиплем спинку)

 

Пришел слон: потоптал, потоптал, («Топчемся» кулачками)

 

Пришла слониха: потоптала, потоптала, («Топчемся», но не так сильно)

 

Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками)

 

Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку)

 

Поставил стул, стол, печатную машинку («Ставим», стол и стул четырьмя пальцами) И начал печатать: («Печатаем»)

 

«Дорогая моя дочка. Вжик-точка, вжик-точка (На слове «вжик» проводим легонько пальцами по бокам малыша)

 

Я купил тебе чулочки. Вжик-точка, вжик-точка»

 

Заклеил письмо, поставил печать и отправил (Ставим «печать»)

 

Письмо летело-летело, летело-летело (Гладим спинку, показывая, как летело письмо)

 

И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой трусов).

 

Если сын или дочурка требуют «продолжения банкета», покатайте друг другу по спине игрушечные машинки. Это здорово, малышу понравится!

Источник: http://www.parents.ru/article/trogatelnye-igry/
Обсудить в форуме - http://www.mal-kuz.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=36944

 
 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 28 гостей онлайн