Реджио-педагогика: что это такое и чем она может быть полезна вашему ребенку? PDF Печать E-mail
26.06.2019 22:45

 

Реджио-педагогика – направление, которое сегодня очень популярно в мире. Этой довольно молодой системы раннего развития придерживаются во многих детских садах Европы. Суть ее заключается в том, что ребенок сам решает, чем он хочет сейчас заниматься, а взрослые лишь помогают ему.
Юлия Каспарова, педагог, Харьков
Немало придумано всевозможных педагогических методик. Практически все они призваны развивать потенциал, заложенный в маленьком человечке с рождения. Но есть среди них такой развивающий подход, который помогает ребенку освободиться от навязанных правил. Он не дает малышу готовую научную картину мира, не критикует детские гипотезы, а помогает ему исследовать мир всеми доступными средствами и делать свои собственные невероятные открытия.
Как родилась реджио-педагогика
На севере Италии есть регион под названием Эмилия-Романия. А в этом регионе – небольшой городок Реджио-Эмилия. Именно там родилось относительно новое направление в педагогике, которое получило название реджио-педагогика – по имени города.
Основателем этого подхода стал педагог и психолог Лорис Малагуцци. Опираясь на учение Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других педагогов, он создал свою собственную теория развития детей. На основе новой педагогики в Италии в 50-е годы прошлого века стали открываться муниципальные детские сады. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого – вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.
Реджио-педагогика базируется на воспитании в ребенке демократии и социальной справедливости. Главные ее методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество педагогов с детьми. Сначала Лорис Малагуцци внедрял программу в муниципальных детских садах Италии. А в 70-е годы его подход был оценен мировым педагогическим сообществом. С тех пор реджио-педагогика стала активно развиваться и вышла за пределы Италии. Сейчас эту методику используют в Германии и других европейских странах. С недавнего времени она практикуется и у нас.
Реджио-педагогика: в чем суть?
В основе реджио-педагогики лежит одна главная идея: ребенок сам выбирает то, чем ему хочется и нравится в данный момент заниматься. Малыши в играх сами придумывают проекты и сами их реализовывают. Взрослый же выступает не в роли учителя, а в роли помощника, чтобы ребенок смог реализовать задуманное наиболее полно. Акцент в реджио-педагогике делается на взаимодействие и сотрудничество (с воспитателем, родителями, другими детьми).
Понятно, что подобные возможности будут у ребенка только тогда, когда вокруг него создастся особая развивающая среда. Реджио-подход иногда даже называют «педагогикой пространства». Пространство поделено на определенные зоны. Важно, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя так же уютно, как дома. Есть большие залы, где проходят массовые мероприятия и, напротив, создаются совершенно уединенные уголки, где малыш может при желании спрятаться и побыть в одиночестве. Кроме этого, оборудуются всевозможные творческие мастерские, лаборатории, костюмерная, комната сказок и т.п.
У взрослых в реджио-педагогике – особая роль. Воспитатель наблюдает за играми и занятиями детей и старается вмешиваться в их разговоры только при необходимости. Лорис Малагуцци считал, что если оставить малышей в покое, дать им свободную возможность смотреть, слушать, а затем воплощать в жизнь свои идеи, то очень скоро взрослый увидит, что ребенок действительно способен «выражаться на 100 языках». Воспитатель поощряет исследование разных тем, помогает в работе над проектами и в решении проблемы, задает уточняющие вопросы.
В группе нет никаких программ обучения и жестких планов в нашем обычном понимании. А есть открытая творческая обстановка. Принесенная малышом в группу игрушка (например, динозавр) может стать началом большого «доисторического» проекта, в котором будет создаваться целый мир, наполненный древними животными. Даже какое-то особое событие в родном городе или в мире может стать предметом проекта.
Наблюдение и творческий процесс – вот главные способы познания окружающего мира. Возможности для творчества у ребятишек, обучающихся в реджио-садах, просто огромные. Они рисуют, клеят, лепят и мастерят поделки из самых разных материалов, создают коллажи, конструируют, танцуют, участвуют в театральных постановках, исследуют мир всевозможными способами.
Применяем на практике
Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными. Давайте поближе познакомимся с этими принципами и возьмем их на вооружение!
Относимся к ребенку с уважением. Пожалуй, это основа любой педагогики. Малыш должен чувствовать, что он часть коллектива (семьи), что он не менее ценен, чем другие – маленькие и большие.
Смотрим в глаза. Очень важно находиться с малышом на одном уровне, чтобы смотреть ему в глаза, а он мог смотреть в глаза вам. Разговаривая с ребенком, не смотрите на него с высоты своего роста, а сядьте рядом на детском стуле или на полу и говорите, глядя друг другу в глаза. Это очень простое, но важное правило, о котором взрослые часто забывают, а бывает, даже не догадываются.
Объясняем правила. Многие вещи, которые кажутся нам простыми и понятными, могут быть неизвестны ребенку. Почему ребенок порой ведет себя не так, как нам хочется? Чаще всего потому, что ему никто не рассказал о правилах поведения в том или ином месте. Правил существует много: дома они одни, в детском саду – другие, в театре – третьи. Наша задача – рассказать ребенку об этих правилах. И если мы вводим какие-то правила (не перебивать взрослых, когда они разговаривают, например, а подать какой-нибудь знак, если нужно что-то сказать), важно объяснить, почему именно мы это правило вводим.
Задаем вопросы. Очень важно задавать ребенку открытые вопросы (те, на которые он вынужден отвечать развернуто, а не просто «да» или «нет»). Зачем это нужно? А для того, чтобы понять, что ребенок уже знает по той или иной теме. Например, хотите вы поговорить с малышом о профессиях. Если вы начнете рассказывать о том, что он уже знает, малыш быстро потеряет к рассказу интерес. Будет лучше сначала спросить у ребенка, что такое профессии, какие они бывают, кем бы он хотел стать и почему. Мы должны побудить ребенка подумать, построить свою версию и высказать ее. Разобравшись, что малыш уже знает, мы сможем понять, куда двигаться дальше.
Предлагаем выбор. Проблеме выбора в реджио-педагогике посвящен целый блок! Потому что выбор – это очень важная штука. При всяком удобном случае давайте малышу возможность выбора. Не просто наливайте ему чай по утрам, а спросите: «Ты будешь просто чай или с лимоном? А может, с медом и молоком?» Чем старше ребенок, тем больше предлагайте ему опций для выбора. И просите аргументировать его. Для чего это нужно? Это поможет сделать выбор осознанным. Ребенок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. И пусть пока это всего лишь выбор, что надеть или какой есть хлеб за обедом: белый или черный. Делая самостоятельный выбор, малыш учится брать на себя ответственность за свои поступки.
Не «неправильно», а «по-другому». У непосредственных малышей картина мира может отличаться от привычной нам. Если ребенок рисует малиновую кошку, не спешите говорить ему, что малиновых кошек не бывает. Предложите малышу рассказать, почему его кошка малиновая. Может, она – художница и измазалась в краске? Может, модница – и покрасила шерсть в розовый цвет? Или, может, эта кошка наелась малины, как в стихотворении Юнны Мориц? Не говорите: «Так не бывает!» Постарайтесь вместе с ребенком понять, когда такое может быть… Для ребенка это очень важно – понимать, что нет единственно правильного ответа. Вводите в общение с ребенком новые термины. Не «правильно» и «неправильно», не «плохо» и «хорошо» а «по-другому», «иначе». Ребенок не обязан думать так же, как вы. Он имеет право думать по-другому…
Учитесь везде! Для получения знаний нет определенного времени. Учить малыша можно всегда и везде, используя любую подходящую ситуацию. Ну, например. Вы гуляете с малышом, на улице сухо. И вдруг вы замечаете на асфальте мокрые следы лап. Спрашиваем у малыша, чьи это следы. Получаем ответ, что собачьи. Хорошо! А почему они мокрые? Оказывается, неподалеку есть большая непросыхающая лужа. Собака в нее вступила, а потом прошлась мокрыми лапами по асфальту. Отлично, идем дальше. А почему следы были сначала хорошо заметны, потом стали бледнее, а затем совсем исчезли? Пусть малыш разберется и с этой загадкой. Или, скажем, зашли вы в булочную. А знает ли ребенок, из чего получаются булочки, как растет пшеница, кто ее собирает? Потом хорошо бы прийти домой и испечь булочки вместе, чтобы прочувствовать весь процесс. Дальше – больше! Можно посмотреть познавательный фильм о хлебе, поискать информацию о том, какой хлеб пекут в разных странах и попробовать испечь его тоже, прорастить зерно и т.п. В результате у вас может получиться большой проект под названием «Хлеб». Поощряйте малыша отвечать на вопросы путем исследований и наблюдений, расширяйте знания с помощью книг и познавательных фильмов.
Давай фантазировать! Реджио-педагогика ставит на первое место не умение как можно раньше читать и считать, а развитое творческое мышление. Наверняка в вашем окружении нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. Но вы отыщите сколько угодно людей, которые не умеют размышлять, аргументировать, придумывать проекты, создавать новые концепции. В современном мире творческое мышление выходит на первый план. И именно его активно развивает реджио-педагогика путем стимулирования проектного мышления. Потому что проект предполагает разные виды активности одновременно, он развивает фантазирование и образное мышление. Все малыши от природы – непревзойденные фантазеры. Но с возрастом образное мышление начинает «давить» логика. И обязательно задавит в конце концов, если не поддерживать в ребенке творческое начало. Поэтому так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности. Удачи вам и малышу на этом увлекательном пути!
Не то, что вы подумали…
А еще в реджио-педагогике есть такое понятие, как… «документация». Да-да, именно это сухое слово заключает в себе очень эмоциональное содержание. Педагоги фиксируют процесс обучения (комментарии взрослых и детей, интересные фразы, гипотезы, обсуждения), фотографируют, снимают видео, бережно хранят детские работы. Все это заботливо сохраняется в папках или на стендах, чтобы дети и взрослые при желании могли вернуться к интересующей их теме. Документация дает возможность педагогам обсудить некоторые моменты в профессиональной среде и помочь детям еще интереснее организовать досуг. При этом малыши видят, что их слова, задумки и проекты очень важны и ценны.

Реджио-педагогика – направление, которое сегодня очень популярно в мире. Этой довольно молодой системы раннего развития придерживаются во многих детских садах Европы. Суть ее заключается в том, что ребенок сам решает, чем он хочет сейчас заниматься, а взрослые лишь помогают ему.

 

Юлия Каспарова, педагог, Харьков

 

Немало придумано всевозможных педагогических методик. Практически все они призваны развивать потенциал, заложенный в маленьком человечке с рождения. Но есть среди них такой развивающий подход, который помогает ребенку освободиться от навязанных правил. Он не дает малышу готовую научную картину мира, не критикует детские гипотезы, а помогает ему исследовать мир всеми доступными средствами и делать свои собственные невероятные открытия.

 

Как родилась реджио-педагогика

 

На севере Италии есть регион под названием Эмилия-Романия. А в этом регионе – небольшой городок Реджио-Эмилия. Именно там родилось относительно новое направление в педагогике, которое получило название реджио-педагогика – по имени города.

 

Основателем этого подхода стал педагог и психолог Лорис Малагуцци. Опираясь на учение Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других педагогов, он создал свою собственную теория развития детей. На основе новой педагогики в Италии в 50-е годы прошлого века стали открываться муниципальные детские сады. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого – вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.

 

Реджио-педагогика базируется на воспитании в ребенке демократии и социальной справедливости. Главные ее методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество педагогов с детьми. Сначала Лорис Малагуцци внедрял программу в муниципальных детских садах Италии. А в 70-е годы его подход был оценен мировым педагогическим сообществом. С тех пор реджио-педагогика стала активно развиваться и вышла за пределы Италии. Сейчас эту методику используют в Германии и других европейских странах. С недавнего времени она практикуется и у нас.

 

Реджио-педагогика: в чем суть?

 

В основе реджио-педагогики лежит одна главная идея: ребенок сам выбирает то, чем ему хочется и нравится в данный момент заниматься. Малыши в играх сами придумывают проекты и сами их реализовывают. Взрослый же выступает не в роли учителя, а в роли помощника, чтобы ребенок смог реализовать задуманное наиболее полно. Акцент в реджио-педагогике делается на взаимодействие и сотрудничество (с воспитателем, родителями, другими детьми).

 

Понятно, что подобные возможности будут у ребенка только тогда, когда вокруг него создастся особая развивающая среда. Реджио-подход иногда даже называют «педагогикой пространства». Пространство поделено на определенные зоны. Важно, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя так же уютно, как дома. Есть большие залы, где проходят массовые мероприятия и, напротив, создаются совершенно уединенные уголки, где малыш может при желании спрятаться и побыть в одиночестве. Кроме этого, оборудуются всевозможные творческие мастерские, лаборатории, костюмерная, комната сказок и т.п.

 

У взрослых в реджио-педагогике – особая роль. Воспитатель наблюдает за играми и занятиями детей и старается вмешиваться в их разговоры только при необходимости. Лорис Малагуцци считал, что если оставить малышей в покое, дать им свободную возможность смотреть, слушать, а затем воплощать в жизнь свои идеи, то очень скоро взрослый увидит, что ребенок действительно способен «выражаться на 100 языках». Воспитатель поощряет исследование разных тем, помогает в работе над проектами и в решении проблемы, задает уточняющие вопросы.

 

В группе нет никаких программ обучения и жестких планов в нашем обычном понимании. А есть открытая творческая обстановка. Принесенная малышом в группу игрушка (например, динозавр) может стать началом большого «доисторического» проекта, в котором будет создаваться целый мир, наполненный древними животными. Даже какое-то особое событие в родном городе или в мире может стать предметом проекта.

 

Наблюдение и творческий процесс – вот главные способы познания окружающего мира. Возможности для творчества у ребятишек, обучающихся в реджио-садах, просто огромные. Они рисуют, клеят, лепят и мастерят поделки из самых разных материалов, создают коллажи, конструируют, танцуют, участвуют в театральных постановках, исследуют мир всевозможными способами.

 

Применяем на практике

 

Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными. Давайте поближе познакомимся с этими принципами и возьмем их на вооружение!

 

Относимся к ребенку с уважением. Пожалуй, это основа любой педагогики. Малыш должен чувствовать, что он часть коллектива (семьи), что он не менее ценен, чем другие – маленькие и большие.

 

Смотрим в глаза. Очень важно находиться с малышом на одном уровне, чтобы смотреть ему в глаза, а он мог смотреть в глаза вам. Разговаривая с ребенком, не смотрите на него с высоты своего роста, а сядьте рядом на детском стуле или на полу и говорите, глядя друг другу в глаза. Это очень простое, но важное правило, о котором взрослые часто забывают, а бывает, даже не догадываются.

 

Объясняем правила. Многие вещи, которые кажутся нам простыми и понятными, могут быть неизвестны ребенку. Почему ребенок порой ведет себя не так, как нам хочется? Чаще всего потому, что ему никто не рассказал о правилах поведения в том или ином месте. Правил существует много: дома они одни, в детском саду – другие, в театре – третьи. Наша задача – рассказать ребенку об этих правилах. И если мы вводим какие-то правила (не перебивать взрослых, когда они разговаривают, например, а подать какой-нибудь знак, если нужно что-то сказать), важно объяснить, почему именно мы это правило вводим.

 

Задаем вопросы. Очень важно задавать ребенку открытые вопросы (те, на которые он вынужден отвечать развернуто, а не просто «да» или «нет»). Зачем это нужно? А для того, чтобы понять, что ребенок уже знает по той или иной теме. Например, хотите вы поговорить с малышом о профессиях. Если вы начнете рассказывать о том, что он уже знает, малыш быстро потеряет к рассказу интерес. Будет лучше сначала спросить у ребенка, что такое профессии, какие они бывают, кем бы он хотел стать и почему. Мы должны побудить ребенка подумать, построить свою версию и высказать ее. Разобравшись, что малыш уже знает, мы сможем понять, куда двигаться дальше.

 

Предлагаем выбор. Проблеме выбора в реджио-педагогике посвящен целый блок! Потому что выбор – это очень важная штука. При всяком удобном случае давайте малышу возможность выбора. Не просто наливайте ему чай по утрам, а спросите: «Ты будешь просто чай или с лимоном? А может, с медом и молоком?» Чем старше ребенок, тем больше предлагайте ему опций для выбора. И просите аргументировать его. Для чего это нужно? Это поможет сделать выбор осознанным. Ребенок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. И пусть пока это всего лишь выбор, что надеть или какой есть хлеб за обедом: белый или черный. Делая самостоятельный выбор, малыш учится брать на себя ответственность за свои поступки.

 

Не «неправильно», а «по-другому». У непосредственных малышей картина мира может отличаться от привычной нам. Если ребенок рисует малиновую кошку, не спешите говорить ему, что малиновых кошек не бывает. Предложите малышу рассказать, почему его кошка малиновая. Может, она – художница и измазалась в краске? Может, модница – и покрасила шерсть в розовый цвет? Или, может, эта кошка наелась малины, как в стихотворении Юнны Мориц? Не говорите: «Так не бывает!» Постарайтесь вместе с ребенком понять, когда такое может быть… Для ребенка это очень важно – понимать, что нет единственно правильного ответа. Вводите в общение с ребенком новые термины. Не «правильно» и «неправильно», не «плохо» и «хорошо» а «по-другому», «иначе». Ребенок не обязан думать так же, как вы. Он имеет право думать по-другому…

 

Учитесь везде! Для получения знаний нет определенного времени. Учить малыша можно всегда и везде, используя любую подходящую ситуацию. Ну, например. Вы гуляете с малышом, на улице сухо. И вдруг вы замечаете на асфальте мокрые следы лап. Спрашиваем у малыша, чьи это следы. Получаем ответ, что собачьи. Хорошо! А почему они мокрые? Оказывается, неподалеку есть большая непросыхающая лужа. Собака в нее вступила, а потом прошлась мокрыми лапами по асфальту. Отлично, идем дальше. А почему следы были сначала хорошо заметны, потом стали бледнее, а затем совсем исчезли? Пусть малыш разберется и с этой загадкой. Или, скажем, зашли вы в булочную. А знает ли ребенок, из чего получаются булочки, как растет пшеница, кто ее собирает? Потом хорошо бы прийти домой и испечь булочки вместе, чтобы прочувствовать весь процесс. Дальше – больше! Можно посмотреть познавательный фильм о хлебе, поискать информацию о том, какой хлеб пекут в разных странах и попробовать испечь его тоже, прорастить зерно и т.п. В результате у вас может получиться большой проект под названием «Хлеб». Поощряйте малыша отвечать на вопросы путем исследований и наблюдений, расширяйте знания с помощью книг и познавательных фильмов.

 

Давай фантазировать! Реджио-педагогика ставит на первое место не умение как можно раньше читать и считать, а развитое творческое мышление. Наверняка в вашем окружении нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. Но вы отыщите сколько угодно людей, которые не умеют размышлять, аргументировать, придумывать проекты, создавать новые концепции. В современном мире творческое мышление выходит на первый план. И именно его активно развивает реджио-педагогика путем стимулирования проектного мышления. Потому что проект предполагает разные виды активности одновременно, он развивает фантазирование и образное мышление. Все малыши от природы – непревзойденные фантазеры. Но с возрастом образное мышление начинает «давить» логика. И обязательно задавит в конце концов, если не поддерживать в ребенке творческое начало. Поэтому так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности. Удачи вам и малышу на этом увлекательном пути!

 

Не то, что вы подумали…

 

А еще в реджио-педагогике есть такое понятие, как… «документация». Да-да, именно это сухое слово заключает в себе очень эмоциональное содержание. Педагоги фиксируют процесс обучения (комментарии взрослых и детей, интересные фразы, гипотезы, обсуждения), фотографируют, снимают видео, бережно хранят детские работы. Все это заботливо сохраняется в папках или на стендах, чтобы дети и взрослые при желании могли вернуться к интересующей их теме. Документация дает возможность педагогам обсудить некоторые моменты в профессиональной среде и помочь детям еще интереснее организовать досуг. При этом малыши видят, что их слова, задумки и проекты очень важны и ценны.

 

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2773/redzhio-pedagogika-chto-eto-takoe

Обсудить в форуме - http://www.mal-kuz.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=37485

 
 

 

 

Кто на сайте

Сейчас 55 гостей онлайн