Как родители влияют на выбор сценария

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 17072
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Как родители влияют на выбор сценария

Сообщение Admin »

Сегодня рассмотрим, как эмоциональные реакции со стороны близких людей (родителей, бабушек, дедушек), с которыми человек сталкивался в детстве, оказали влияние на принятие сценарных решений.

Когда мы разбираем биографию человека, его сценарий, люди подчеркивают, что зачастую родители ничего не говорили напрямую. Но если ребенок делал что-то не так, мама могла, например, обидеться.

Родительская обида это, по сути, игнорирование, которое воспринимается ребенком тяжело. Когда его игнорируют, он понимает, что мама им недовольна и он сделал что-то не так.
То есть сценарные послания — это воздействие, которое может привести к формированию определенных механизмов.

Через какие каналы ребенок воспринимает информацию? Это могут быть:
▶ действия,
▶ эмоциональные реакции,
▶ слова и оценки взрослых.

🔶 Действия

Это воздействие оказывается как напрямую, так и нет. Например, частая история:

Младшая сестра видела, как наказывали брата, когда он вел себя не так, как хотели родители. Его пороли ремнем. Видя это, она решила: «Не-не-не. Мне такое не надо, поэтому я буду тихой и послушной». То есть действия не всегда направлены непосредственно на ребенка.

🔷 Эмоциональные реакции

Существует упражнение, которое показывает, какие черты и эмоциональные реакции есть у человека. Очень часто у людей присутствуют черты, которые им не нравятся в собственных родителях. Например, чрезмерная паника при проблемах, постоянный пониженный эмоциональный фон и т. п.
Эмоциональные послания передаются как вербально, так и невербально. Ребенок чутко считывает их и формирует определенное отношение о себе и мире.

🔶 Слова и оценки взрослых

Как я уже писал выше, чтобы передать сценарное послание, не обязательно обращаться к ребенку и говорить что-то словами. Ребенок усваивает послание и через поведение, мимику, выражение лица и т. п.

Часто родители используют игнорирование. Ребенок ведет себя не так, как они хотят, и вместо того, чтобы сказать «Ты ведешь себя неправильно», они перестают с ним разговаривать. Ребенок чувствует отвержение, и этого уже достаточно.

Если используются слова, то часто это оценивание личности и поступков.

К примеру, маленькие дети очень активны. Проявление эмоций детей часто доставляет дискомфорт родителям, которые не привыкли к этому. Им дискомфортно, неудобно, особенно когда это происходит в общественных местах. Родители ругают ребенка: «Сядь спокойно, не вертись, веди себя тихо!» и т. п. Ребенок воспринимает это так, что когда он ведет себя эмоционально, спонтанно — с ним что-то не так. Это не нравится родителям, значит, это неправильное поведение.

Оценка личности — один из самых патологических механизмов. Когда родитель оценивает не поступки ребенка — «ты поступил неправильно», а личность ребенка — «ты плохой, поэтому ты это сделал». Это приводит к тому, что появляется сцепка между какими-то внешними событиями и восприятием человеком самого себя. Похвалил кто-то — «я хороший», поругал — «со мной что-то не так». Очень болезненное отношение к критике, зависимость от чужого мнения.

Сценарные послания могут в той или иной степени не иметь отношения к ребенку, а могут быть направлены на коррекцию его поведения.

Допустим, ребенок поломал что-то, мама с ним не разговаривала, и он понял, что сделал что-то плохое. Если сделал что-то хорошее, то используется поощрение. Оно может быть в виде подарка, а может, просто на ребенка обратили внимание, похвалили и т. п. Таким образом ребенок может понимать, что хорошо, а что плохо. Что принято, что не принято. И он будет вести себя в соответствии с родительскими правилами (ограничениями, поощрениями, требованиями и т. д.)

У многих родителей есть свое понимание, как должен развиваться ребенок. У них свои планы, ожидания, которые могут не соответствовать природе ребенка. Родитель корректирует поведение ребенка так, как считает правильным. Эта правильность может вступать в конфликт с желаниями и потребностями ребенка. Но так как у родителей есть рычаги воздействия на ребенка, то, соответственно, ребенок реагирует на это либо адаптацией, либо протестом. Об этом у меня есть отдельная статья.


Изображение
https://vk.com/cross_club_ru?w=wall-28234616_97254
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Психология детей»