Не выбрал вуз — родители в панике. План действий за полгода до ЕГЭ

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16805
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Не выбрал вуз — родители в панике. План действий за полгода до ЕГЭ

Сообщение Admin »

До выпускных экзаменов осталось полгода, а школьник еще не выбрал предметы для ЕГЭ. И не может определиться, в какой вуз поступать. Как помочь подростку сделать выбор и не ошибиться, советует психолог и профориентолог Валентина Данилова.

Если ребенок до сих пор не выбрал ни предметы, ни профессию, надо понять, что мешает ему это сделать. Самое распространенное заблуждение: старшеклассник легкомысленный или же слишком ленивый и безответственный, поэтому до сих пор не принял решение. 

Но зачастую все наоборот. Подросток слишком серьезно относится (даже фатально) к этому выбору, испытывает огромное давление ответственности — снаружи и внутри. Снаружи: ожидания школы, общества и родителей. Внутри: страхи и конфликты между хочу/могу/надо.

Невыбранный ЕГЭ — это «симптом» неразрешимых противоречий внутри и снаружи мира подростка. Они вызывают сильную тревогу, от столкновения с которой подросток пытается спрятаться, прокрастинируя и отодвигая момент выбора. 

Поэтому если подросток не выбрал предметы для ЕГЭ, нужно понять, какие противоречия оказываются неразрешимыми и «парализуют» ребенка. И помочь ему эти противоречия разрешить или хотя бы сделать не такими страшными.

Родители хотят одного, а ребенок — другого

Что делать родителям? Определиться, готовы ли вы идти за потребностями и особенностями ребенка. Сможете ли вы содержать его, пока он пробует, ошибается и зреет, выдержите ли вы это? Готовы ли вы отказаться от своих представлений и тревог о том, как все должно сложиться в жизни сына или дочери. И тут нет правильного или неправильного ответа. Но от него зависят дальнейшие действия. 

Если я, как родитель, выбираю «пристроить ребенка и наконец-то успокоиться», то совет следующий: выбирайте те предметы и профессии, которые дадут уверенность в завтрашнем дне вам. И сообщите об этом ребенку честно и откровенно. И эта честность поможет ребенку снять груз неопределенности.

В 50% случаев, когда школьник не может определиться с выбором, скорее всего, есть конфликт внутри семьи, где ребенок хотел бы проявить свои интересы, но ему дома показывают, что против: «гуманитарий — нет, нам такое не подходит». Поэтому ребенок в растерянности. Ему говорят: выбирай сам, ну, давай же. Только выбирай то, что нам подходит. Но при этом сделай так, чтобы это был твой выбор. Согласитесь, сложно сделать собственный выбор, когда его нет.

Но если родитель чувствует в себе силы и готовность быть с ребенком до конца в его выборах и экспериментах, то нужно сказать подростку об этом, чтобы он не боялся неодобрения семьи.

Подростку тяжело учиться, поэтому он не готовится к ЕГЭ

Другой вариант — неспособность ребенка к обучению на этом этапе жизни. Не все дети сейчас готовы к тому, чтобы справляться с экзаменами. И ребенок осознает, что не справится. Он еле на тройки вытягивает, а его еще пичкают репетиторами. И он подсознательно понимает, что не вытянет высшее учебное заведение. Откуда в таких условиях возьмется энтузиазм в выборе предметов для ЕГЭ? 

В такой ситуации нельзя заставить ребенка срочно взять и стать легко обучаемым. Остается только принять это положение вещей. Подобрать подростку другую программу, дать ему больше времени и сдать все в другом году, пойти по пути наименьшего сопротивления. 

Когда паника мешает принять решение

Иногда ребенку трудно выбрать экзамены и вуз из-за очень высокой тревожности. Паника доводит до неспособности принять решение. Тогда нужно работать с психологом.

Иногда выбор сделать трудно, потому что не сформирована психоэмоциональная и волевая сфера, не дозрела личность. Подростку 16 лет, он не привык выбирать, поэтому прокрастинирует. Здесь тоже может помочь специалист.

Не знаю, что выбрать — все получается!

Это самый приятный вариант. Такому подростку нужна профориентация. Стоит обратить внимание на то, что вызывает у ребенка радость, прилив дофамина. Что нравится делать — писать, рисовать, анализировать и так далее. Можно дома сесть и выписать дела, которые ребенку нравятся, из разных сфер его жизни. Что его заряжает, вызывает ощущение наполненности. 

Когда поняли, что зажигает, переходим к тому, какие личностные задачи через это решает ребенок. Например, нравится ему история. Это то, что вызывает деятельный интерес. Но с какой точки зрения он будет заниматься историей — копать курганы как археолог, водить экскурсии, читать лекции студентам, реставрировать фрески, снимать историческое кино? Какие задачи он хочет решить: выстраивать контакты, обучать, спасать, открывать новое, добиться признания, иметь крепкую семью, познавать себя? Как он ответит на вопрос: что в моей жизни будет такого, чтобы в конце я понял — она удалась? 

Мы выписываем все, что придумали, а дальше сокращаем менее важное, объединяем по группам и ищем это в конкретных профессиях.
Делать это без специалиста, в домашних условиях, в разы дольше и сложнее. Если у родителя и ребенка есть достаточно хорошие отношения, то можно все честно выписать и сократить до адекватного списка. Потом на помощь приходят сайты о профессиях, книги и документальные фильмы. Это большой объем информации.

Эту работу лучше сделать после окончания первого полугодия 9-го класса. Не рекомендую определяться с профессиями до этого времени: критическое мышление не созрело, лобная доля еще не соотносит полностью и адекватно себя и мир, не было проб предметов, которые бывают в 9–10-м классе. Как ребенок может понять, что ему нравится решать задачи по органической химии, если у него ее еще не было?

Если не собираетесь в колледж, поиск можно начать в конце 9-го класса. Как раз к выпускному классу все прояснится. На это нужно отвести много времени, провести целое исследование. Например, нужно узнать, качества и личностные цели ребенка реализуются в интересующей профессии или нет? Профориентолог знает ответ, а родителям предстоит его искать.

Склонности и таланты не связаны с прибыльными профессиями

Родителям нужно определиться, готовы ли они жить с этой ответственностью. Когда ребенок начал зарабатывать — это значит, он взял ответственность за свою жизнь на себя. Но если не зарабатывает достаточно и, возможно, никогда не будет — значит, эту ответственность придется нести родителю и дальше. Или же отпустить его в свободное плавание для зарабатывания денег на работах, не связанных с профессией.

И нет ничего плохого в том, чтобы честно поговорить об этом с ребенком. И договориться о том, что обеспечивать себя ребенку неизбежно придется, и только потом уже заниматься чем-то для души. Или, наоборот, родители готовы финансово поддерживать творческую личность, но, возможно, на каких-то условиях. После разговора можно вместе подумать, какие возможны компромиссы. 

Как вообще выбрать профессию? Рисуем треугольник с тремя критериями: «хочу», «могу», «востребован». Можно вместе с вашим школьником рассмотреть: чего он хочет, что может и насколько эта профессия вообще сейчас актуальна. Сайты вакансий, различная аналитика в помощь. 

Если результаты по востребованности неутешительные, ищем что-то смежное. Самый популярный пример: сейчас многие дети рисуют. Но куда они пойдут, художником в переходе портреты рисовать и картины продавать? И тут уже можно смотреть, насколько востребованы диджитал-художники.

И все равно средний диджитал-художник, скорее всего, не будет зарабатывать столько, сколько средний программист. И тут родитель должен понять, на что он готов и с чем готов примириться. 

Если родитель готов на компромиссы, тогда ребенок реализует себя в профессии, которую он выбрал. Если не готов — значит, мы не в силах выполнить его желание. Но можно поискать не самый желанный, но импонирующий запасной вариант. Взять сильные качества подростка, его цели и попытаться по кусочкам как пазл собрать запасную версию. Ребенок и его круг интересов обычно больше, чем одно узкое направление, если не зацикливаться и честно объяснить, почему именно это направление с вашей точки зрения — не лучший вариант для выживания в современном обществе. 

У ребенка нет успехов там, где он хочет реализовать себя

Подросток к 11-му классу не был успешен в предметах, связанных с профессией, с которой он хочет связать жизнь. Значит, скорее всего, у него нет представления о том, что это вообще за область. Пусть другие взрослые придут вам на помощь. 

Найдите дружественных профессионалов из этой сферы, пусть расскажут и покажут всю правду о профессии. Отправьте ребенка к ним на работу, на беседу. В 90% случаев дети после такого говорят: «О, нет, не хочу». А дальше надо смотреть. 

Подросток поймет, что надо тестировать и присматриваться поближе, пользоваться тем, что хорошо получается. Либо найдутся ресурсы и проклюнутся какие-то успехи, либо будет бесценный опыт и понимание, что надо смотреть в другую сторону. 

У ребенка есть какие-то творческие и учебные успехи, но он выбирает принципиально другую стезю. В чем причина? Это может быть влияние декларируемых семейных ценностей. Подросток боится разочаровать семью. И это тоже стоит понять родителям: готовы ли они сказать ребенку, что вообще-то не против и не будут разочарованы, даже если не так себе успешность представляли. Кстати, если не готовы — это все еще нормально, родители несут ответственность за детей и могут иметь свое мнение.

Еще один популярный вариант — страх остаться без денег. Ребенок великолепно поет и танцует, но собирается быть строителем, потому что планирует в этой сфере зарабатывать стабильные деньги. В таком случае мы ничего не можем сделать. Это сильная и осознанная потребность в безопасности, она базовая. И пока подросток ее не закрыл, не сможет раскрыть свой потенциал и таланты. Если нацелен на заработок, пусть двигается в этом направлении.

Такая ситуация — сигнал для родителей. В юном возрасте болезненность финансового вопроса может означать отсутствие доверия к окружающему миру, к себе. Возможно, стоит обратиться к психологу. 

Если все личностные смыслы ребенка говорят о том, что ему нужно быть врачом, а он ни химию, ни биологию не учил, ЕГЭ через полгода, то тут ничего уже не сделать. Лучше начинать думать о профессии пораньше. А в случае осознания в 11-м классе — провести два года, наверстывая упущенное, хоть учась в другом месте, хоть подрабатывая.

Подросток мечется, меняет предметы на другие снова и снова

Причина метаний для нас не принципиальна, тут сразу можно посмотреть на ребенка максимально объективно и понять, что за случай. 

Первый случай: ребенок заядлый троечник, но он отчаянно пытается найти свое место хоть где-то, хочет в вуз. И тут родитель может обсудить с ним, изучение каких предметов идет лучше, хотя бы на четыре. На остальные не тратить ресурсы. Какая разница, какие у подростка внутренние смыслы, если он не тянет подготовку? Он убьется в попытках их реализовать, и никаких смыслов не останется. А так сдаст то, что сможет, посмотрит, как проходит ЕГЭ, как минимум.

Самое важное: сейчас мы не получаем одно высшее образование на всю жизнь. Любой может стать тем, кем захочет, когда сможет, когда дозреет, хоть в 30 лет, хоть позже. Выбор профессии на первые 10 лет после школы — это не фатально. Дайте понять ребенку, что он всегда сможет стать, кем захочет. Когда поймет. 

Это не значит, что надо отпустить ситуацию полностью, сказать: «Иди, расслабься, все неважно, ничего не сдавай». Но проговаривать внутри себя нужно: «Это не фатально, потом можно будет все изменить, а я смогу ему помочь». Ошибиться с первым в жизни выбором профессии — не страшно. Так бывает.

Второй случай. У ребенка снова тройки, он ничего не хочет, постоянно меняет решения, потому что ему не нравится ни одно. Родители не соглашаются с этим, но вот тут следует задуматься: может быть, не надо ему высшее образование, как минимум сейчас? Стоит подумать о колледже, даже после 11-го класса.

А если ребенок перебирает варианты, и все из них у него здорово получаются, хороших оценок и успехов много, переходим к уже упомянутому нами треугольнику: потребности-наклонности-востребованность. 

Будьте готовы к тому, что, когда закончите выписывать все это и сокращать лишнее, могут остаться два равнозначных пути. Это случается и на профессиональных консультациях у профориентологов. И, в финале, возможно, придется кинуть монетку либо ненадолго затянуть с выбором, чтобы ребенок сделал выбор. 

Идеальной профессии не существует, ее просто нет. Иногда выбор дальнейшего пути развития — это осознанный отказ от лишнего, от того, что, возможно, хорошо раньше получалось, но теперь не укладывается в концепцию. 

Вообще, если ребенок мечется, а времени мало, для начала нужно исключить все, что у него точно не получается. И сдавать не столько то, что нравится, а то, что получается, если это не одно и то же. И уже исходя из этого искать будущую специальность.

Ребенок выбрал вуз ради тусовки, престижа и друзей

Если ваш ребенок готовится к экзаменам в престижный вуз, пусть не ради учебы, а ради команды КВН или волонтерской организации — он молодец! Можно порадоваться. Как психолог я скажу — почему бы и нет, человек знает, чего хочет. Это редкость. Он хочет в этот вуз. Кто-то после учебы идет работать вместе с вузовскими друзьями, потому что сдружились, сработались за время учебы.

Его потребность сейчас не в том, чтобы самореализовываться, а в том, чтобы проводить время так, как он хочет, и ради этого он готов постараться. И тут родителю, как мы уже говорили, надо ответить себе на вопрос: пришло время разговора о будущем и содержании себя. Готов взрослый пойти за потребностью ребенка или нет. 

Если тусовки будут требовать денег, которых у родителей нет — пусть ребенок подрабатывает параллельно, в этом варианте нет ничего ужасного, он хорош для старта взрослой жизни. Это надо всего лишь обсудить заранее. 

Вообще варианты вечерней, заочной учебы, подработок, которые стали проще с появлением онлайн-профессий, смены вуза и специальности при необходимости — они все не плохи сами по себе. Но родители порой не приемлют их из-за стереотипного восприятия и запугивают детей. Если тусовки надоедят, всегда можно изменить направление, а знакомства, опыт, знания, привычка учиться и добиваться желаемого останутся.
https://www.pravmir.ru/kuda-pristroit-r ... dmety-ege/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Мы - школьники!»