Сбежать от ЕГЭ. Почему дети начинают вредить себе накануне экзамена

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Сбежать от ЕГЭ. Почему дети начинают вредить себе накануне экзамена

Сообщение Admin »

Дети готовились к ЕГЭ последние два года, а кто-то — и все десять. От баллов зависит, куда они поступят. От старшеклассников все чего-то ждут — учителя, родители, накануне экзамена кажется, что столько всего не знаешь. И выдержать эту нагрузку может не каждый. Чем помочь подростку и какие красные флаги нельзя пропустить, «Правмиру» рассказала психиатр Юлия Строгова.

Любой экзамен — стресс, но ЕГЭ особенно

— Любой экзамен — стресс, но в ЕГЭ есть что-то дополнительно стрессогенное?


— Человек вырван из привычной среды, чужая школа, чужие стены. Этот экзамен задумывался как максимально обезличенный, чтобы избежать человеческого фактора, чтобы пятерка в топовой школе была такая же, как в деревенской. Но раньше ты всегда знал, кто из учителей будет присутствовать на экзамене, кто будет помогать, кто валить. А тут — все незнакомые, не к кому подойти, не на кого рассчитывать. 

Я знаю детей, которые падали в обморок от страха и невозможности сориентироваться. В туалет идешь под конвоем, задержишься там на лишнюю минутку — и к тебе в кабинку чуть ли не врываются. 

Что касается самих экзаменов, то, конечно, за все эти годы к формату сдачи стали привыкать, хотя, как я слышала, литература по-прежнему пугает размытостью критериев, а еще очень боятся аудирования на иностранном языке. 

Но главное — тот уровень гнета, который создают и родители, и школы в погонях за рейтингами. «Вы бездари», «вы все провалите», «из вас поступят только два человека» — к сожалению, порой учителя позволяют себе такое. У любой школы есть такой показатель, как средний балл сдачи ЕГЭ. 

— Раньше, до ЕГЭ, было спокойнее? 

— Я бы не сказала. Там был двойной стресс, потому что сначала ты сдавал выпускные, а потом вступительные. Но школа не так давила, потому что ее дело — выпустить и умыть руки. Дальше университет разбирается. А сейчас все решается на уровне школы.

— Возможно, экзамен — лишь триггер, а эти переживания, вплоть до суицидальных мыслей, — знак иного внутреннего неблагополучия?

— В некоторых случаях, разумеется, да. Экзаменационный «час икс» выводит на поверхность те моменты, которые для детей более актуальны. То же самое было во время ковида, когда некоторые состояния предельно обострились из-за того, что дети не могли выйти из дома. Они были вынуждены сидеть взаперти с семьей, не видя друзей. Ко мне до сих пор приходят дети и родители, которые говорят, что все началось в 2020-м. 

Твои способности переводят в количество баллов

— Насколько высокий уровень требований ребенка к себе влияет на отношение к экзамену? Ведь бывает, что он говорит родителям: «Я вас опозорил», «я не смогу смотреть в глаза учителю» и так далее.


— Экзамены — это в принципе оценивающая ситуация, и в этом ее опасность. То, на что человек способен, как бы переводится в конкретную цифру, в баллы. И эта оценка может не совпадать с реальностью. Обычно она говорит о том, что человек перенервничал, не смог собраться. Ну ничего, в другой раз соберется и напишет лучше.

Но уровень переживаний у сверхответственных детей очень высок. И начинается: «Я — ничтожество», «я никуда не гожусь». А тут еще и родители подливают масла в огонь: «Если ты не сдашь, у бабушки остановится сердце». Это чистейшая манипуляция, на которую дети остро реагируют.

Иногда мысль «что же будет, если я не сдам» затмевает способность готовиться, ты большую часть времени тратишь на переживания. 

Подготовка — поступательный процесс: каждый день понемножку здесь почитал, там подучил. Рутинно, спокойно, размеренно. Должен быть хороший сон, регулярное, здоровое питание и чувство безопасности. При подготовке к ЕГЭ все это иногда пропадает. Кто-то не спит из-за тревоги, у кого-то аппетит пропал, а кто-то ест без остановки, потому что это притупляет чувство опасности. Разве реально в таком состоянии получать какие-то знания?

— Возможна ли тут медикаментозная поддержка? 

— Если мы говорим про ребенка, который просто в тревоге, то самое главное — убрать стрессовые факторы: не давить, поддерживать, говорить спокойно и обеспечивать рутинную жизнь: есть, спать, выходить на свежий воздух. Это — база. 

Если при этом все равно есть симптомы депрессии, тревожного расстройства и начинается что-то реально тяжелое — например, самоповреждения — то надо к психологу или к психиатру.

Не надо самостоятельно что-то пить, даже валерьянку, станет только хуже.

Если вас успокаивает ромашковый или зеленый чай, то на здоровье. Но обычно дело не в самом веществе, а процесс приготовления успокаивает. Заварил чайку, сел на балкончик, медленно выпил, потом встал, прошелся — и снова поучился. Рутина — это покой. А покой — это возможность читать и запоминать. 

— Мы всю жизнь видим людей, которые сдают экзамены, почти не готовясь, и других, которые пашут весь год, а на экзаменах проваливаются. От чего это зависит?

— И от личных переживаний, и от важности конкретного экзамена. Как ни странно, университет предлагает в данном случае более щадящий режим. Существует рейтинговая система, когда ты либо систематически накапливаешь баллы во время учебы, либо не посещаешь занятия, зная, что перед экзаменом ты быстренько освоишь все сам. Конечно, есть преподаватели, которые нетерпимы к таким студентам, но в целом эта система более гибкая. Перед ЕГЭ у тебя выбора нет. 

И да, некоторые люди проваливают экзамены. Тут только работать с психологом, тренироваться, писать пробники. Важно не измотать себя накануне экзамена, дать себе физиологическую защиту.

Если ты пошел на экзамен на голодный желудок и не выспавшись, то нет такой волшебной таблетки, которая сделает тебя умным и сосредоточенным.

К сожалению, многим подросткам кажется, что если они будут учиться по ночам и питаться только кофе и дошираком, то это-то и будет настоящая подготовка «по-взрослому». Но ни к чему, кроме обострения хронических заболеваний, это не приведет. Мозг не активизируется.
 
— Я однажды говорила с мальчиком, который просыпался ночью и чувствовал, что вполне готов заниматься. Вставал и шел учить. Сдал ЕГЭ прекрасно.

— Может быть, в таких ночных просыпаниях проявлялась его тревога. А может быть, это была гипомания. Есть такое узкое состояние — например, при биполярном расстройстве второго типа — которое проявляется в том, что человек может мало спать и очень много всего делать. Энергия бьет ключом, он начинает новые проекты, внешне выглядит счастливым и активным. Это состояние длится недолго, несколько дней, а потом он проваливается в яму и не может встать. Но я встречала людей, которые знают о такой своей особенности и стараются успеть что-то сделать в момент подъема, поймать волну. 

В жару носит длинный рукав — это повод насторожиться

— А у других, наоборот, появляется потребность спрятаться в недомогание, когда вдруг поднимается температура, начинается рвота или диарея. Это психосоматика?


— Ну, если мы говорим про симптомы ОРВИ, то здесь все равно нужен возбудитель. Просто так, из-за экзамена, температура не повысится и горло не заболит. В спокойном состоянии никто бы на это и внимания особого не обратил, но на фоне ЕГЭ даже мелочь воспринимается острее и ярче. 

Но стресс может спровоцировать обострение хронических состояний, по принципу «где тонко, там и рвется». Если будете давить, то какое-то недомогание проявится. Я бы не сказала, что это психосоматика, поскольку соматические состояния формируются долгое время, а не накануне экзамена. 

— Встречались ли вам примеры целенаправленного самоповреждающего поведения, чтобы спрятаться от экзамена?

— Очень часто. Дети испытывают чувство вины и тревоги, видят, как ругаются родители, и наносят себе повреждения, думая, что облегчат себе состояние. Они не умеют иначе справляться. Примеры такого поведения встречаются и в 12 лет, и в 30. В основном повреждают себе руки, ноги, иногда ключицы и живот. Те части тела, которые скрыты одеждой. Если ваш подросток в жару вдруг стал носить длинный рукав, тут есть повод насторожиться.

— И тут уж точно нужны медикаменты?

— Не всегда именно медикаменты. Это часто сопутствующая ситуация, когда человек не знал, что делать, как справиться с основной проблемой, и у него остается крайнее средство.

Нужно разобраться, почему он не владеет иными способами выхода тревоги. Не умеет? Не знает?

— Что должно насторожить в поведении подростка, какие красные флаги?

— В идеале, когда у вас отношения, основанные на доверии, то ребенок сам будет вам рассказывать, что с ним происходит. Но вдруг вы видите, что он становится скрытным, раздражительным, резко меняется поведение, причем это не разовая история, а постоянная. Вы не знаете, где он, с кем он. Начинает странно одеваться: раньше ходил в светлом, ярком, с короткими рукавами, а сейчас рукава длинные не по погоде, одежда черная. 

Пропадает сон и аппетит, начинаются какие-то высказывания то ли в шутку, то ли всерьез — «лучше бы я умер» и прочее в таком духе. Если уж совсем неадекватные слова, речи, поведение, то можно заподозрить употребление веществ. 

— Допустим, я подозреваю, что с ребенком что-то неладное. Как говорить с ним по душам, если он уже закрылся? И как затащить его к психологу, если он категорически не хочет и смеется над этим?

— Необязательно лезть к нему в душу. Достаточно просто описать ситуацию, нейтрально, без оценки: «Я видела у тебя порезы». Или: «Раньше было так, а теперь, как я заметила, стало иначе». На самом деле, это самая большая проблема родителей. Они постоянно пытаются кого-то оценить относительно себя или относительно других. Не надо никого оценивать, просто изложите факты и послушайте, что вам ответят.

Как ни странно, в большинстве случаев ребенок хочет помощи. Просто он понимает, что от родителей он ее не получит. И можете предложить сходить в анонимный кризисный центр к психологу, где вы не будете вмешиваться в процесс, а наоборот, совершенно незнакомый человек задаст вопросы и предложит помощь. С кем-то же надо поговорить. 

Почти всегда дети хотят, чтобы родители услышали их и что-то поменяли.

— Психолог или психиатр?

— Для начала все-таки психолог, потому что сам поход к психиатру стигматизирует. Правда, бывает, что ребенок сам уже погуглил, посмотрел ролики про свое состояние и спокойно идет к врачу. Я обычно говорю: «Смотри, я могу помочь со сном и настроением, тебе станет полегче. Но что касается мышления, поведения, постановки целей, то тут тебе нужно поработать с психологом». 

Заземление и дыхание по квадрату

— Какие есть способы разгрузки?


— Например, есть простейшие упражнения на заземление. Сесть, почувствовать, что ты ощущаешь, на чем сидишь, что происходит с твоими руками и ногами. Чувствуешь ли ты ветерок, сквозняк? То есть надо остановиться и обратить внимание на свои ощущения. 

Есть базовое дыхание по квадрату: вдыхаешь, считая до четырех, задерживаешь дыхание, считая до четырех, потом так же на четыре выдох и пауза. Еще при панических атаках используется упражнение 5-4-3-2-1. Сначала находишь пять предметов, которые видишь, потом четыре предмета, которые можешь потрогать, три звука, которые можешь услышать, затем два запаха и один вкус. 

Это несложные методики, которые помогают отвлечься в состоянии перегрузки. Есть более сложные вещи — например, диалектическо-поведенческая терапия, она помогает пациенту справляться в ситуации, которая кажется ему безысходной.

— Есть ли какие-то базовые советы, что сделать утром перед экзаменом?

— Обязательно выспаться и поесть, ни в коем случае не ругаться с утра, не кричать. Максимально убрать все внешние раздражители: прийти вовремя, чтобы не нервничать еще и из-за этого, надеть удобную, привычную одежду, никакой парадной. Проверить, все ли взял с собой: паспорт, запасные ручки и так далее. 

Когда садишься уже непосредственно за работу, нужно в первую очередь делать то, что получится, не залипая на том, что с ходу не выходит. Затем вернуться к нерешенному. Следить за временем. 

Но, скорее всего, ребенок уже владеет всеми этими правилами, эта привычка выработана за время подготовки. 

«Что сделать, чтобы тебе стало легче?» 

— Давайте поговорим про родителей. Им нужно настроить ребенка на ответственное отношение к сдаче экзамена и при этом говорить: «Не сдашь — ничего страшного». Где середина?


— С давлением и нагнетанием чувства ответственности прекрасно справляется школа и общественное мнение. У родителей только одна функция — поддерживать. Они должны спрашивать: «Что тебе нужно, чтобы подготовиться? Мы наймем репетитора, оплатим интернет-курсы, будем напоминать, что нужно сделать. Не напоминать? Хорошо, не будем. Хочешь побыть один? Будем уходить, оставим тебя в покое. Тебе проще в библиотеке? Готовься там». Только так. И посочувствовать ему: «Да, математичка в школе ужасная, она не должна кричать».

— Многие папы и мамы работали за двоих, чтобы отдавать большую часть зарплаты репетиторам, и ребенок это знает. Наверное, те, кто готовился сам, находятся в более психологически сильной позиции?

— Если ребенок чувствует себя виноватым за репетиторов, то только потому, что родители ему это так подают.

Подросток начинает себя накручивать еще больше, если ему говорят, что он не получит того-то, потому что все на репетиторов ушло.

Ну и, конечно, репетиторы не единственный выход. Есть групповые занятия онлайн, которые стоят гораздо дешевле, есть школы, которые прекрасно готовят к ЕГЭ. Все это не помешает родителям манипулировать, если они не осознают, что этого делать нельзя.

— Если ребенок уже плохо сдал ЕГЭ, какие шаги должны сделать родители по принятию и утешению?

— Подойти к нему, спросить, что он хочет обсудить. Возможно, ему важно выговориться, пожаловаться, поразмышлять, вновь и вновь возвращаясь к событиям. И это хорошо, так он изживает ситуацию. 

А может быть наоборот, он совсем не захочет ничего обсуждать, и тогда и вам не надо мусолить эту тему. Просто сказать: «Я вижу, что ты расстроен из-за низких баллов. Что тебя утешит сейчас, что доставит удовольствие? Мне очень хочется тебя поддержать». 

И опять же, как было и во время подготовки, надо обеспечить рутину: чтобы ребенок спал, ел, выходил на воздух, отдыхал. Только если удовлетворены базовые потребности, организм сможет все пережить и восполнить.
https://www.pravmir.ru/sbezhat-ot-ege-p ... -ekzamena/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Психология детей»