Ребенку страшно идти в школу после теракта в «Крокус Сити Холле». Что делать?

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 17205
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Ребенку страшно идти в школу после теракта в «Крокус Сити Холле». Что делать?

Сообщение Admin »

В «Крокус Сити Холле» 22 марта произошел теракт, погибли 133 человека, 152 пострадали. Эта трагедия затронула всех, в том числе — детей и подростков. Они будут обсуждать ее в школе, читать новости и, возможно, смотреть видео с места трагедии. Как поговорить со своим ребенком о случившемся объясняет подростковый психолог Инна Пасечник.

Прежде чем говорить с детьми, стабилизируйте себя

У нас всех есть базовое представление о том, что мир безопасен. Иначе как бы мы могли в нем жить? Теракт — это удар по безопасности. Когда мы становимся свидетелями, даже отдаленными, такого травмирующего события, мы испытываем беспомощность. Это то чувство, которое обычно не замечают.

Наша беспомощность трансформируется в злость. Мы начинаем искать виноватых, рассказывать, кто и почему был не прав, всех обвинять. Этот механизм необходимо понимать, потому что прежде, чем говорить с детьми — малышами и подростками — важно стабилизировать себя.
Родитель — гарант безопасности для любого ребенка, даже если это не самый умелый родитель. Если мы не в себе, ребенок от нас будет заражаться тревогой. Поэтому важно заметить в себе тревогу, волнение и злость.

Предложите разговор

Зовите подростка на разговор! Самая худшая идея — замолчать, не разговаривать о происходящем, сделать вид, что ничего не случилось. 
Есть представление, будто бы говоря обо всем, мы лишь сильнее пугаем ребенка. Это не так. У подростков внутри творится невообразимое. Задача родителей — направить в адекватное русло этот поток мыслей и переживаний. 

Поинтересуйтесь чувствами подростка

Спросите, что ребенок думает и чувствует по поводу происходящего? Просто слушайте. Не встревайте. Не перебивайте. Не давайте  рекомендаций. Не спорьте. Важно выслушивать без оценок, с короткими комментариями от себя «мне тоже страшно, когда я смотрю эти видео» или «я начинаю думать, как устроен этот мир». 

Ваша задача, во-первых, легитимизировать чувства подростка. Дать понять: то, что он переживает — нормально, он имеет на это право. Во-вторых, показать, что он в этих эмоциях не один. Вы с ним, вы вместе. 

Расскажите, как понимаете происходящее

Попробуйте объяснить, как вы понимаете случившееся. У каждого будет своя версия. 

В целом важно объяснить, что теракты бывают по всему миру. Как правило, это действия организаций, которые пытаются кому-то и что-то доказать, запугать. Если у вас есть знания и информация о других терактах, можно рассказать об этом. Важно подчеркнуть, что ни одну идею нельзя продвигать через насилие. 

Случившееся — абсолютное зло. У теракта нет иных окрасок. 

Верните себе право быть автором жизни

Подведите собеседника к мысли, что травмирующее событие порождают в нас беспомощность и чувство небезопасности. Важно найти способ справиться с этими эмоциями. Подумать вместе, что можно сделать прямо сейчас для своего круга близких и друзей. Так мы возвращаем себе субъектность и ощущение, что мы — авторы своей жизни.

Обсудите безопасность 

Обсудите обеспечение своей безопасности. Поговорите о том, как выбирать куда-то ходить или не ходить, потому что мы не знаем, что будет дальше.

Расскажите о том, что вам кажется опасным, а что — нет. Важно при этом спросить подростка, а что он сам думает про безопасность. Если он станет говорить, что «надо жить как обычно», выслушайте. Любая ваша попытка возражать, спорить, негодовать усилит протест подростка. 

Если подросток уже смотрел видео с мест трагедии или только хочет это сделать,  предложите сделать это вместе. Это станет поводом поговорить о том, что делают службы, обеспечивающие помощь и безопасность.  

Смещайте акцент на то, как себя вели жертвы теракта: что делали, как и где прятались. Обратите внимание на работу служб помощи: «Посмотри, к тушению подключились вертолеты, они тушат крышу с воздуха», «сотрудники спецслужб уводят людей на безопасное расстояние и не позволяют сеять панику», «замечаешь, как слаженно действуют врачи?» 

Если позволить смотреть видео бесконечным потоком, это не породит ничего, кроме генерализованной тревоги. Подростка важно сконцентрировать на том, как люди помогали себе и другим. Тогда мы даем ребенку опыт, что мир сложный, но мы примерно понимаем как обеспечивать в нем себе безопасность. 

Легализуйте мнение и чувства

Сложно говорить, есть ли массовое ПТСР, когда люди вместе смотрят травмирующий контент, но очевидно, что общая тревога усиливается.

Предупредите подростка, что его друзья могут предложить вместе посмотреть страшное видео и это может дополнительно его шокировать и разрушить. Объясните, что желание смотреть что-то вновь может создавать ощущение, будто бы так мы пытаемся разобраться в происходящем. Будто бы пересматривая страшные кадры, нам что-то станет яснее. Но яснее нам станет только в том случае, если мы хотим понять что-то конкретное. 

Предложите подростку задуматься, что именно он хочет увидеть? А что хотят видеть другие? Ответы на эти вопросы также позволят сохранить авторство своей жизни.

Не исключено, что кто-то из подростков, не самых разумных, скажет: «Ну это такое впечатление. Это же как кино». Не пытайтесь ругать, обличать. Подросток — человек, в отношении которого действует правило: угол падения равен углу отражения. Обличая, вы рискуете не дождаться выхода настоящих чувств ребенка. За бравадой и позерством  всегда стоит защитная реакция, страх. Это попытка разобраться  в происходящем. Пусть неумело, но уложить это в своей голове. 

В короткой реплике можно подчеркнуть: «Твои слова звучат как защитное поведение, но я не буду на этом настаивать». Главная задача взрослого — донести до подростка, что важно разрешать себе остановиться: «Помни, важно остановиться, когда тебя будет затапливать тревогой!»

Обращайте внимание на изменения в поведении

Если замечаете, что подростка поглотил интернет и соцсети — это верный признак неконтролируемой тревоги. Чем более травмирован человек, тем больше он «забивает» эфир тем, что его отвлекает. Например, он больше, чем обычно играет в компьютерные игры, сидит в соцсетях за просмотром шокирующего видео. 

Задача — вытащить ребенка, не позволить ему утонуть в переживаниях. Предлагайте обсудить то, что ему важно и интересно. Говорите обо всем, что ему сейчас приходит в голову. Не пытайтесь проверить, что происходит у него внутри. Не говорите на специальные темы. Просто создайте пространство для выхода его чувств. 

В течении недели держите руку на пульсе. Возвращайтесь к разговору. Спрашивайте, что и как говорят в школе, как развиваются отношение к произошедшему, кто и что рассказывает, как реагируют. Позволяйте ребенку находить слова и излагать разные точки зрения учителей, одноклассников, друзей. Это способ защитить собственного ребенка от последствий травмы. 

Страшно идти в школу? Пропустите пару дней

Подросток может отказаться ходить в школу под предлогом: «А вдруг там тоже что-то плохое произойдет». Позвольте пропустить день или два. Обсудите, как в школе обеспечивается безопасность. Предупредите, что безопасность в учебных заведениях наверняка будет усилена. Чем более внимательны службы охраны, тем ниже вероятность трагедии. Донесите до ребенка, что поддаваться страху не стоит.
«Террористы пытались нас запугать. Наша задача справиться со страхом, который у нас есть, и не поддаться тревоге». 

Если ребенок все-таки отказывается идти в школу, то не игнорируйте такие сигналы. Здесь мы рискуем выйти на замкнутый круг: я боюсь — поэтому не хожу — от этого еще больше боюсь. Видя в подростке напряжение и беспокойство, обратитесь за помощью к специалисту. 
https://www.pravmir.ru/podrostok-posmot ... o-terakte/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:

Вернуться в «Психология детей»