ЕГЭ

Аватара пользователя
Мимоза
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 18:32

ЕГЭ

Сообщение Мимоза »

Admin писал(а):
Объявили сроки проведения ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Минпросвещения РФ и Рособрнадзор опубликовали проект расписания ОГЭ и ЕГЭ, передает ТАСС.

Основной государственный экзамен (ОГЭ):

досрочный период вместе с резервными днями — с 21 апреля по 17 мая,
основной — с 20 мая по 2 июля,
дополнительный — 5–24 сентября.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) :

досрочный период — с 21 марта по 15 апреля,
основной период сдачи вместе с резервными днями — с 27 мая по 2 июля,
дополнительный период — 5-20 сентября.

Продолжительность экзаменов:

математика, русский язык и литература — 3 часа 55 минут (235 минут),
физика, обществознание, история, биология и химия — 3 часа (180 минут),
информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и географии — 2 часа 30 минут (150 минут),
письменная часть экзамена по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) — максимум 2 часа (120 минут), а устная — 15 минут.

Досрочный период ЕГЭ, даты экзаменов:

21 марта — география, литература, химия,
24 марта — русский язык,
28 марта — математика базового и профильного уровней,
31 марта — иностранные языки (письменная часть), история и физика
1 апреля — иностранные языки (устная часть),
4 апреля — информатика,
7 апреля — обществознание и биология.
С 11 по 15 апреля запланированы резервные дни.

Основной период:

27 мая — география, литература и химия,
30 и 31 мая — русский язык,
2 июня — математика профильного уровня,
3 июня — математика базового уровня,
6 июня — история и физика,
9 июня — обществознание,
14 июня — иностранные языки (письменная часть) и биология,
16 и 17 июня — иностранные языки (устная часть),
20 и 21 июня — информатика.

Резервные дни запланированы с 23 июня по 2 июля.
https://www.pravmir.ru/obyavili-sroki-p ... 2022-godu/
Аватара пользователя
Мимоза
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 18:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Мимоза »

Юkka писал(а):
Изображение


В ЕГЭ по истории, который предстоит сдавать выпускникам 2022 года, произошли изменения. В чём они состоят, чем объясняются и так ли значительны, как кажется на первый взгляд? Разбираемся вместе с Александрой Фокиной, учителем истории школы «Летово», экспертом предметной комиссии по проверке ЕГЭ по истории.

Число заданий экзамена сократилось с 25 до 19, при этом заданий первой части, требующих краткого ответа, стало меньше (11 вместо 19), а заданий второй части, требующих развёрнутого ответа, — больше (8 вместо 6). Исчезло самое объёмное и «дорогое» с точки зрения баллов задание ЕГЭ — историческое сочинение. Сократилось и время экзамена — с 3 часов 55 минут до 180 минут. Максимальный первичный балл теперь составляет 38 (в прошлом году было 56).

С чем связаны изменения
В 2022 году школу будут оканчивать те, кто с первого класса учился по ФГОС, поэтому если раньше задания ЕГЭ составлялись в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), то теперь — в соответствии с федеральным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО). Экзамен должен проверять, насколько подготовка выпускников соответствует требованиям ФГОС.

Что это значит на практике?
Задания ЕГЭ по истории должны проверять, насколько хорошо выпускник знает фактический материал (без знаний в истории никуда) и, что ещё важнее, умеет применить знания на практике. Потому большая часть заданий экзамена нацелена на проверку разнообразных умений: анализ и систематизация информации, установление причинно-следственных связей, работа с историческими источниками разных типов (историческая карта, текст, иллюстрация), формулирование аргументов.

Еще один документ, на основе которого составляются задания ЕГЭ, — Историко-культурный стандарт. Он состоит из разделов, каждый из которых сопровождается списком основных терминов, дат, персоналий. На основе ИКСа составляются учебники, поэтому опора на него при составлении заданий ЕГЭ неудивительна. Впрочем, это не новшество, в прошлые годы ЕГЭ также составлялся с учётом ИКС.

Часть заданий, хотя и поменяла свой порядковый номер, по сути не изменилась

Это задания на установление соответствия (1, 3, 5, 7), на установление последовательности событий (2), на работу с текстовым источником (12–13), часть заданий на работу с картой (8–9). На них останавливаться не будем.


Часть заданий, не претерпев значительных внешних изменений, теперь требует от выпускника большего внимания и лучшей подготовки. Это задания, требующие «множественного выбора»: 6 (работа с текстом) и 11 (работа с картой). В этих заданиях предложено 6 суждений, среди которых выпускник должен выбрать верные. Ранее было указано число верных суждений, что позволяло выпускнику в случае незнания или сомнений действовать «методом исключения» или наугад. Теперь же такое невозможно, поскольку число верных ответов не указано и может быть различным.

Новые или значительно обновленные задания
На них остановимся более подробно. В ЕГЭ по истории проверяется знание в первую очередь российской истории, но имеются и задания, требующие сопоставления событий отечественной и мировой истории: задания 2 (знакомое по вариантам прошлых лет) и 19 (новое). Список событий и процессов зарубежной истории, знание которых может быть проверено в заданиях 2 и 19 ЕГЭ по истории, дан в кодификаторе.

Задание 19, вероятно, окажется непростым для выпускников: оно проверяет умение формулировать аргументы в доказательство указанной точки зрения. Результаты ЕГЭ прошлых лет показывают, что это сложное умение и многие выпускники не в полной мере им овладели. Сложность также может представлять то, что для выполнения задания 19 требуется провести параллели между событиями российской и зарубежной истории, продемонстрировать хорошее знание как отечественной, так и мировой истории.

Еще одно задание, знакомое по форме, но изменившееся по содержанию, — задание 4 (работа с информацией, представленной в виде таблицы). Ранее подобное задание проверяло знание фактов зарубежной истории, теперь же оно проверяет знание событий российской истории, произошедших в регионах, или же географических объектов на территории зарубежных стран, связанных с историей России. При этом всё не так страшно, как звучит: проверяется не «узкая» региональная история, а скорее отражение в истории регионов крупных исторических событий, явлений, процессов.

В ЕГЭ по истории нашли отражение разные аспекты истории: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальные отношения, культура. Данные аспекты могут найти отражение в различных заданиях, но составители закрепили за некоторыми заданиями определённое содержание.

Задания 7, 14 и 15 нацелены на проверку знания истории культуры, задание 16 — знания событий Великой Отечественной войны

Это не новшество, аналогичный подход был и в прошлые годы. Однако поменялись сами задания (кроме задания 7). Если ранее задания по культуре были в первой части и требовали краткого ответа в виде последовательности цифр, то теперь два из трёх заданий по культуре включены во вторую часть экзамена и для выполнения, например, задания 15 требуется узнать памятники культуры на изображении и дать развёрнутый ответ. Задание 14 всегда предполагает работу с изображением (умение «читать» его, извлекать информацию), однако содержательно оно может проверять как факты истории культуры, так и иные. Как бы то ни было, от выпускников требуется более пристальное внимание к изучению фактов отечественной культуры при подготовке к экзамену. Результаты ЕГЭ прошлых лет показывают, что в заданиях, направленных на проверку именно этого аспекта истории, выпускники часто допускают ошибки.

Задание, проверяющее знание фактов Великой Отечественной войны (16), также перешло из первой части во вторую — теперь от выпускника требуется дать развёрнутый ответ на основе работы с двумя отрывками текстов, посвящённых истории Великой Отечественной войны. Это требует более детального знания фактов, связанных с событием, а также умения извлекать информацию из текстового источника.

Добавилось новое задание, проверяющее умение работать с исторической картой (задание 10). Для его выполнения нужно соотнести информацию текста и карты и продемонстрировать умение читать карту: ответ есть в ней, нужно лишь его найти, опираясь на описание, данное в тексте.

В ЕГЭ прошлых лет в первой части было два задания, проверяющих знание исторических понятий и терминов, теперь же такое задание одно, но теперь оно требует не краткого, а развернутого ответа (задание 18). От выпускника требуется раскрыть смысл названного исторического понятия, а также продемонстрировать умение использовать понятие в историческом контексте, приведя исторический факт, конкретизирующий понятие применительно к российской истории. Это требует более пристального внимания к терминологии в процессе подготовки.

Однако не стоит пытаться бездумно заучивать большое число определений

Важно научиться раскрывать смысл понятия (как правило, это делается через указание его родового и видовых признаков), это пригодится не только для того, чтобы хорошо сдать экзамен по истории; это важное метапредметное умение, необходимое для успешной коммуникации.

Важно помнить, что история — это не просто набор событий, важно видеть связи внутри исторического процесса: структурные, причинно-следственные и иные. На проверку умения устанавливать причинно-следственные связи направлено ещё одно новое по форме, но не по содержанию задание — задание 17. Задание предлагает назвать три причины (предпосылки) или три последствия того или иного значимого исторического события.

Составители экзамена поясняют, что изменения направлены «на охват максимально возможного количества подлежащих проверке предметных результатов», что «позволит повысить дифференцирующие возможности экзаменационной работы».

В спецификации ЕГЭ говорится, что экзамен ориентирован «на активную деятельность экзаменуемых, а также на привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов», что «создаёт возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени нацеленных на продолжение образования по данному профилю»; кроме того, это «позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их исторической подготовки».

Таким образом, ЕГЭ по истории еще в большей степени, чем раньше, нацелен на проверку умения выпускников применять исторические знания (но внимание к фактологии по-прежнему велико), работать с разными видами исторических источников, а также на то, чтобы выявить наиболее подготовленных выпускников.

Советы выпускникам
Подготовка к ЕГЭ требует от вас много самостоятельного труда: учитель и родители помогут, но работать придётся самому. Не оставляйте подготовку на последние месяцы перед экзаменом, начинайте готовиться заранее, работайте системно и качественно; обращайтесь за помощью к учителю — он подскажет, на что нужно обратить внимание, как правильнее выстроить подготовку. Составьте план подготовки и следуйте ему. Не волнуйтесь понапрасну! Тратьте силы не на волнение, а на работу.


Советы родителям
Поддержите ребенка: если вы будете волноваться вместе, легче ему не станет, успокойте его, если это нужно. Помогите ему организовать работу, если он испытывает с этим затруднение (например, ему может понадобиться ваша помощь в составлении и соблюдении режима дня). Готовиться ребёнок будет самостоятельно, но ему важно чувствовать вашу поддержку.

Советы педагогам
Во-первых, стоит помнить, что ЕГЭ по истории лишь форма проверки знаний и умений, формируемых в течение многих лет обучения в школе. Потому, конечно, нужно ознакомить старшеклассников с форматом экзамена, проработать подобные задания, но не стоит заниматься тем, что называют «натаскиванием». Если выпускник хорошо знает историю и обладает всеми необходимыми историческими умениями, экзамен не будет представлять для него огромной сложности. На реализацию этой задачи нужно работать не год или два, а на протяжении всех лет изучения истории, с постепенным наращиванием сложности формируемых умений. Во-вторых, имеет смысл внимательно ознакомиться с сопроводительными документами ЕГЭ по истории (кодификатор, демоверсия, спецификация), тогда многое в отношении экзамена станет яснее.

Кроме того, на сайте ФИПИ ежегодно публикуется анализ ЕГЭ прошлого года, знакомство с ним полезно: лучше учиться на чужих ошибках. Также на этом сайте публикуются различные методические материалы, знакомство с которыми также поможет лучше выстроить работу по организации подготовки к ЕГЭ.

И еще одно, не менее важное. История — интереснейший предмет, полный удивительных событий, загадок с неожиданными разгадками, примеров того, как то, что было много лет назад, может быть связано с настоящим… Постарайтесь показать это ученикам! То, что интересно и рождает эмоциональную реакцию, лучше запоминается; исторический процесс, логика которого ясна, становится понятнее; исторические события и персоналии, которые изучаются через комплекс источников, становятся для выпускников более объёмными, яркими, что опять же позволяет лучше их понять и запомнить.

Фото на обложке: РИА Новости / Виталий Аньков

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/2473865-chto ... k-ekzamenu
Аватара пользователя
Мимоза
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 18:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Мимоза »

Admin писал(а):
Рособрнадзор обновил даты проведения ЕГЭ в 2022 году

Рособрнадзор объявил обновленные даты проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году, сообщает телеграмм-канал «Большая перемена».

Досрочный период — с 21 марта по 15 апреля.

Основной период (включая резервные дни) — с 27 мая по 2 июля.

Дополнительный период — с 5 по 20 сентября.
https://www.pravmir.ru/rosobrnadzor-obn ... 2022-godu/
Admin писал(а):
Обнародовано расписание ЕГЭ и ОГЭ на 2022 год

Единый государственный экзамен в 2022 году пройдет с 21 марта по 2 июля, основной государственный экзамен — с 21 апреля по 2 июля. Соответствующие приказы Минпросвещения и Рособрнадзора опубликованы на официальном портале правовой информации.

Досрочный период ОГЭ вместе с резервными днями пройдет с 21 апреля по 17 мая, основной — с 20 мая по 2 июля. На 5-24 сентября запланирован дополнительный период.

Досрочный период сдачи ЕГЭ продлится с 21 марта до 18 апреля, основной период вместе с резервными днями — с 26 мая по 2 июля. В начале сентября предусмотрен дополнительный период сдачи.

Досрочный период сдачи ЕГЭ начнется 21 марта с экзаменов по географии, литературе, химии, 24 марта пройдет ЕГЭ по русскому языку, 28 марта — по математике базового и профильного уровней, 31 марта — по иностранным языкам (письменная часть), истории и физике, 1 апреля — по иностранным языкам (устная часть), 4 апреля — по информатике, 7 апреля — обществознанию и биологии. 11-18 апреля — резервные дни.

Основной период сдачи экзаменов начнется 26 мая с географии, литературы и химии, 30 и 31 мая пройдет ЕГЭ по русскому, 2 июня — по математике профильного уровня, 3 июня — по математике базового уровня, 6 июня — по истории и физике, 9 июня — по обществознанию, 14 июня — по иностранным языкам (письменная часть) и биологии, 16 и 17 июня — по иностранным (устная часть), 20 и 21 июня — по информатике. Резервные дни — с 23 июня по 2 июля.
https://www.pravmir.ru/obnarodovano-ras ... -2022-god/
Малиннна писал(а):https://t.me/bpshkola/16775
Особенности сдачи аттестации в 2022г
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Admin »

ЕГЭ в 2022 году. Что нужно знать

Форма итогового экзамена будет традиционной

Помешает ли проведению единого госэкзамена дефицит бумаги? А что с коронавирусными ограничениями? Собрали всю актуальную информацию о том, как будет проходить ЕГЭ-2022.

Кто будет сдавать

Сдавать ЕГЭ будут все одиннадцатиклассники 2022 года. Впервые с 2020 года экзамен пройдет в традиционном формате. Если ранее из-за коронавируса был выбор — сдавать ЕГЭ нужно было только тем, кто собирается в вуз, — то теперь эту поблажку отменили.

ЕГЭ будет обязательным для всех выпускников этого года, даже если они не планируют поступать в вуз.

Сдать Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) вместо ЕГЭ могут только школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Могут ли перенести ЕГЭ

Пока об отмене ЕГЭ речи нет, заявили в Рособрнадзоре.

«Пока об отмене Единого государственного экзамена (…) речи нет. Риски есть, мы уже работаем с субъектами, антикризисные меры принимаем. Пока у нас твердое ощущение, что экзамен мы провести сможем, какие бы новые ограничения ни вводились, то есть это не будет являться для нас серьезной помехой», — сказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев.

По словам главы ведомства, ЕГЭ не отменят, даже если в России отключат интернет:

«Мы понимаем, в каких условиях в этом году придется проводить экзамен. У нас экзамен технологичный, нам нужен интернет. У нас есть различное оборудование, программное обеспечение. Все риски мы предусмотрели. (…) даже если страну отключат от интернета», — подчеркнул Музаев.

Отменены коронавирусные ограничения

Коронавирусные ограничения в пунктах сдачи ЕГЭ будут отменены.

«На днях вышло распоряжение Роспотребнадзора (о снятии ограничений). Дистанцирование в 1,5 метра у нас снимается, что позволяет субъектам РФ увеличить количество детей, сдающих экзамены в пунктах. Это экономия средств, времени и нагрузки на учителей», — сказал Анзор Музаев.

Кроме этого, отменена зигзагообразная рассадка школьников, а количество детей, которые во время ЕГЭ находятся в одном кабинете, будет увеличено. Это позволит снизить нагрузку на педагогов.

Когда будут сдавать ЕГЭ

Досрочный этап сдачи ЕГЭ уже стартовал 21 марта. Он будет длиться до 18 апреля. В этот период сдавать ЕГЭ решили более 14 тысяч выпускников. Основной этап сдачи ЕГЭ начнется 26 мая.

26 мая — география, литература, химия;
30-31 мая — русский язык;
2 июня — математика профильного уровня;
3 июня — математика базового уровня;
6 июня — история, физика;
9 июня — обществознание;
14 июня — иностранные языки (письменная часть) и биология;
16 и 17 июня — иностранные языки (устная часть);
20 и 21 июня — информатика.

Резервные дни:

23 июня — русский язык;
24 июня — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);
27 июня — математика (базового и профильного уровня);
28 июня — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика;
29 июня — обществознание, химия;
30 июня — история, физика;
2 июля — по всем учебным предметам.
https://www.pravmir.ru/ege-v-2022-godu- ... zhno-znat/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Admin »

В России сохранят ЕГЭ после перехода от Болонской системы образования к национальной

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Он пояснил, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) не входит в Болонскую систему, построен на российских образовательных стандартах и позволяет объективно оценить знания выпускников школ.

«ЕГЭ выполняет важнейшие социальные задачи. В частности, поддерживает единое образовательное пространство Российской Федерации в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий», — сказал Музаев
https://t.me/redakciya_channel/9121
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Admin »

Рособрнадзор проанализировал предложения по совершенствованию ЕГЭ

Ведомство завершило сбор предложений, которые поступили от выпускников, их родителей и учителей после вступительной кампании 2022 года, сообщается на официальном сайте Рособрнадзора.

«Сбор и анализ предложений проводится ежегодно. Эта полезная практика позволяет увидеть, что волнует участников экзамена и педагогов. После рассмотрения специалистами и обсуждения с экспертным сообществом многие предложения уже внесли в практику в предыдущие годы», говорит руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев

В 2022 году на специальный адрес электронной почты поступило 24 предложения. Большинство из них касалось содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ по отдельным предметам.

Поступило также предложение оставить ЕГЭ только для тех, кто поступает в вузы, разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни.

Некоторые предложения касались экзамена по иностранному языку. Например, увеличить время для письменной части работы, сократить количество участников в аудитории при сдаче устной части, выкладывать аудиозаписи ответов в личный кабинет.

Другие предложения касались процедуры проведения апелляций, отбора экспертов, проверяющихся работы, использования дополнительных вспомогательных средств на экзамене.

О том, какие предложения примут, а какие нет, ведомство сообщит после рассмотрения экспертной комиссией.
https://www.pravmir.ru/rosobrnadzor-pro ... aniyu-ege/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Admin »

«И куда ты теперь пойдешь?» Истории выпускников, которые завалили ЕГЭ

Алина плохо сдала экзамены и никуда не поступила. Лешу вытолкали из списка за три часа до конца приема. Маша два раза сдавала математику, но так и не получила аттестат. Собрали истории ребят, которые не справились с ЕГЭ.
«Высшее образование пока что не для меня»

Алина, выпускница 2020 года, Архангельск:

— Я мечтала вырваться в Москву, думала пойти на экономиста. Для ЕГЭ были нужны русский, профильная математика и общество. Я не рассчитывала поступить в МГУ, ВШЭ, РУДН и другие классные вузы, поэтому хватило бы примерно 250 баллов.

В школе нас к экзаменам не готовили в принципе. Мои родители не так много зарабатывают, мы не могли позволить себе репетитора и платное обучение — так что либо бюджет, либо ничего. Я просто искала какие-то курсы в интернете, смотрела очень много видео на YouTube, пыталась готовиться сама. Из школы приходила к четырем — и до девяти сидела за учебниками.

Училась я неплохо, в аттестате всего четыре четверки.

Все ждала официальных пробников, но из-за ковида очные пробники отменили. Я пыталась писать дома и прикидывала, что могу набрать 70 баллов по математике, столько же по обществу, а по русскому — 80.

Не получилось вообще ничего. Наверное, я сама в этом виновата. Не смогла подготовиться или готовилась не к тому — не понимаю, с чем это связано. Я даже не смотрела свои ошибки, мне было просто стыдно. За три предмета — примерно 150 баллов. По русскому — около 70, по остальным прошла порог: 30 по математике, 50 по обществу. О Москве и вообще о поступлении можно было забыть.

Родители сказали: «Угу. Поступила. Молодец. И что теперь будешь делать? Пойдешь искать работу?» Такие фразы доводили до слез.

Мой брат (мы двойняшки) поступил в МГТУ им. Баумана и уехал в Москву. Помню, провожала его на самолет, смотрела и думала: «Наверное, когда-нибудь я тоже улечу…» Более-менее успокоившись, твердо пообещала родителям: «На следующий год я пересдам». Куда поступать, было уже все равно.

Я пошла работать официанткой в кафе: вставала в семь утра, чтобы к девяти быть на месте, а работала до десяти вечера. Чуть позже в свободное время начала готовиться к экзаменам: два дня работала, два училась. По-прежнему все делала сама, смотрела видео, просила брата помочь по Skype.

Зимой я случайно нашла вакансию аниматора в Новой Москве. Написала туда, меня пригласили. Через ссору с родителями я все-таки улетела туда под Новый год. Работа мне безумно нравилась. Ты заряжаешься энергией от детей, играешь с ними, танцуешь (я выучила 43 танца!), играешь в настолки. В первый месяц я совсем забыла о ЕГЭ, но потом стала брать с собой книжки, тетрадки с конспектами и читать их в перерывах.

К маю я очень устала от людей и поняла, что с работы пора уходить: улетела в Архангельск и там круглые сутки сидела за учебниками. Экзамен по русскому прошел нормально. На математике открыла задания и поняла: ну все. Когда выходила, уже знала, что много баллов не наберу и опять никуда не поступлю. В сумме получилось чуть выше, чем в прошлый раз: около 170 баллов.

Родители в этот раз отреагировали еще жестче, начались оскорбления: «Что? Со второго раза! Как об стенку горох! Ты же говорила, что подготовишься! Нельзя было тебя отпускать в Москву».

Опять обиды, я запиралась у себя в комнате. К тому моменту я нашла вакансию вожатой в Краснодарском крае — и улетела туда. Решила, что еще раз запишусь на ЕГЭ, но такого воодушевления и уверенности, что смогу поступить через год, уже не было.

Месяц я поработала вожатой, потом путешествовала, а после вернулась в Москву и устроилась официанткой в ресторане. Зарплата была копейки, но все говорили, что там большие чаевые. Я накосячила на испытательном сроке, меня оставили на еще один, платили мало, мне это надоело. Я ушла работать администратором в фитнес-центр.

Денег все равно не хватало, их уже приходилось занимать у друзей. Но ближе к Новому году случилось чудо: мне предложили работу помощником начальника столовой с зарплатой в 70 тысяч!

Про подготовку к ЕГЭ я, разумеется, совсем забыла. В этом году снова взяла отпуск, пришла сдавать русский в свою старую школу. Посмотрела вариант — и не стала его решать. Сидела, рисовала в черновике и думала: «А зачем оно мне все? Если я даже пересдам, что из этого выйдет? Поступлю на экономический, мне придется жить в общежитии на стипендию, о работе можно будет забыть». Прошло минут 15, я встала и сдала пустые бланки.

Родителям сразу сказала, что ЕГЭ сдавать не буду. Наверное, они приняли, что высшее образование пока что не для меня. Иногда я переживаю из-за того, что мои сверстники сейчас наслаждаются студенческими годами, ходят на тусовки, а я как будто теряю все это в погоне за работой. Но потом списываюсь со знакомыми и вижу, что у них тоже не все так гладко. Кому-то учеба не нравится, кто-то на третьем курсе собирается перепоступать…

У каждого человека свой путь. Если вдруг я захочу получить высшее образование и найду такую специальность, которая мне нравится, то пойду на вечерку, чтобы совмещать с работой.

«Я рыдала так, будто у меня кто-то умер»

Даша, выпускница 2022 года, Смоленск:


— Сдавать профильную математику я решила еще в девятом классе, с тех пор и начала усиленно готовиться: занималась три раза в неделю с репетитором, дополнительно решала варианты, смотрела видеоуроки.

Самые большие проблемы были с геометрией, ее решать получалось через раз. Не хватало нервов, хотелось все бросить и отдохнуть, свободного времени толком не было.

Я никуда не выходила, кроме школы, с репетитором занималась онлайн, прогулка была событием.

На уроках математики мало что давали — у нас был гуманитарный класс, большая часть ребят собиралась сдавать базу. Я тоже думала параллельно выбрать ее ради подстраховки, но учителя хором сказали, что так нельзя, и я оставила только профиль.

Учителя пугали нас ЕГЭ, говорили, что мы тупые и ничего не сдадим, списать у нас не получится (хотя мне удалось пронести телефон и шпаргалки на экзамены дважды) и так далее. Поддержку я видела только от молодого человека и подруг.

Родители больше придерживались позиции: «Ты не одна учишься, все через это проходят, нечего ныть». Они верили, что я поступлю в престижный вуз на бюджет, но всегда говорили: «Даже если не сдашь экзамены, это не конец жизни. Возможности у нас есть, пойдешь на платное».

Нервы сдавали безумно, я ревела почти каждый день из-за любой мелочи, будь то ссора с близкими или упавшая ручка. В конце года начала понимать, что все не так радужно. По математике я надеялась просто перейти порог, больше мне было и не нужно — я знала, что вряд ли сдам хорошо.

Кроме математики я сдавала общество и историю. Учитель готовил нас к ЕГЭ просто прекрасно, но я толком ничего не делала. В итоге история — 51 балл, общество — 52. Конечно, как и все, сдавала русский — 76. Последний результат расстроил, потому что ошибки из-за невнимательности. Экзамен по математике показался средней сложности. Когда вышла из аудитории, думала, что 100% сдала, но все равно переживала.

И вот замечательный летний день. Сплю, никого не трогаю. Вдруг в комнату врывается мама, будит меня и говорит, что пришли результаты по математике. Я кидаюсь к компьютеру. Вся семья — в нервном ожидании. Обновляю сайт и вижу свой балл — 17… Да, 17 баллов, тогда как порог — 27. «Это что же, я решила правильно только три задания? Быть такого не может…»

Я знала, что без математики не получу аттестат, и рыдала так, будто у меня кто-то умер. Мама ревела вместе со мной. Папа рвал и метал, нервно ходил по квартире: «За что мы платили репетитору? Я ее разнесу в пух и прах! Пускай возвращает деньги!» Но репетитор до сих пор не знает мои баллы, мы не связывались после экзамена.

Когда немного успокоилась, я позвонила классному руководителю и узнала, что можно сдать базу или повторно профиль.

Решила, что не хочу снова трепать себе нервы, и выбрала базу.

После этого встретилась с подругами и снова рыдала несколько часов, а девочки пытались успокоить. Мой молодой человек сначала не поверил, что я не сдала, надеялся, что я шучу. Наверное, только его поддержка и спасла меня в тот момент.

После выпускного, когда всем уже вручили аттестаты, я писала базу. Все было замечательно — экзамен показался наилегчайшим, но без глупых ошибок опять не обошлось. Мне не хватило одного или двух баллов до пятерки.

В итоге я буду учиться платно на юриста общей практики у нас в Смоленске. Сейчас понимаю, что надо было уходить после девятого класса. Система ЕГЭ — самое чудовищное, что только можно придумать, и я до безумия рада, что этот период в моей жизни закончился.

«Пойду отдавать конституционный долг»

Леша, выпускник 2020 года, Курганская область:


— Учился я в школе не слишком хорошо, больше нравились гуманитарные науки, а точные — постольку-поскольку, о чем говорит тройка по математике в аттестате. Сдавать я решил историю и обществознание.

Готовиться к ЕГЭ начал, что называется, когда петух жареный клюнул — за четыре месяца до экзаменов. Репетиторов и курсы брать не стал: за них пришлось бы платить родителям, а я почему-то всего хотел добиться сам. Готовился по пособиям для ЕГЭ, разным статьям и видео на YouTube.

За поступление, разумеется, переживал — уж очень хотелось учиться в университете. Родителям сказал сразу: «В колледж не хочу. Если не поступлю, пойду в армию».

Поступал я с желанием учиться, а не откосить от армии. Служба меня вовсе не пугала, скорее наоборот. Я хотел отслужить — но после того, как получу образование. Все мужчины в моей семье служили, и я решил не отставать. Вариант с платным обучением тоже не принимал.

С результатами ЕГЭ вышло все прозаично — они не хорошие и не плохие: русский — 80, история — 79, общество — 70, и в сумме 229. «Так, шансы еще есть», — думал я, и они действительно были: я держался за свое последнее место до последних трех часов второй волны, когда мне написал один молодой человек с предупреждением, что он сейчас его займет — подаст согласие. Но предупреждение было тщетным: кроме исторического факультета КГУ, я никуда не проходил.

— И куда ты теперь пойдешь? — спросил он меня в переписке.

— Пойду отдавать конституционный долг.

В октябре я ждал повестку, но она все не приходила. Тогда я пошел в военкомат сам.

И вот почти через месяц отправился проходить срочную службу. Поначалу было страшно, все-таки в армию я попал практически школьником. К младшему товарищу в коллективе, как это обычно бывает, относились пренебрежительно: стремились как-то задеть, оскорбить. Однако после пары стычек отношение изменилось. К середине службы стали назначать старшим по разным заданиям.

Не так уж там и страшно на самом деле. Ситуация может меняться в зависимости от подразделения, иногда она разная даже в ротах одной войсковой части. Например, в моем полку первая рота славилась полной «уставщиной» (отношения и быт солдат были целиком и полностью подчинены уставу), моя же — послаблениями в этом вопросе.

Изменила ли меня армия? Вероятно, да. Все же раньше я был стеснительным и тихим парнем, а после крылья немного расправились. В армии просто сложно жить, будучи тихим, поэтому на таких людях она все равно оставляет след.

Ну а потом я уволился в запас в звании ефрейтора и устроился на работу продавцом-консультантом. ЕГЭ сдавать не хотелось — после работы не было желания к нему готовиться, поэтому я решил поступать по старым баллам. И вот сейчас я все-таки поступил на истфак, куда не смог пройти два года назад.

«Пересдала математику ровно в два раза хуже»

Маша, выпускница 2022 года, Иркутск:


— Я собиралась поступать на психфак, мне были нужны биология, русский и либо профильная математика, либо обществознание. Подумала, что лучше подать в большее количество вузов, поэтому выбрала профиль.

С математикой у меня были довольно хорошие отношения, но в одиннадцатом классе началось повторение, и наша учительница все забросила — могла прийти на урок и просто дать задание: «Решайте». Просишь объяснить — «Ну вы что, мы проходили это в прошлом году. Вы должны это помнить». А я уже не помнила и не понимала ничего.

Но упор я больше делала на биологию, пошла на курсы, потому что не знала ее совсем. Думала, что по математике точно перешагну порог, а вот по биологии — вопрос. Основательно готовиться к математике начала только в мае, нашла репетитора онлайн.

Я не выбрала базу для подстраховки. У меня были старшие знакомые, которые в свое время сдавали базу и профиль, но учителя нам сказали, что так нельзя, да я бы и не стала. Сдавать еще один экзамен — это очень муторно.

Мои родители в разводе.

Мама сразу сказала: «На меня не рассчитывай, оплачивать твою учебу я не буду».

Отец периодически говорил, что посматривает, сколько это стоит: «Может быть, подумаем, но сильно не надейся».

Русский я сдала на 64, биологию на 47. О том, что пришли результаты по математике, мне рассказала подруга. Я открываю, смотрю: 22 балла. Еще бы одно задание — и все было бы хорошо! Я настолько устала, что у меня не было ни слез, ни истерики. Классная сказала маме, что можно пересдать и есть выбор: либо профиль, либо база. Мама уверенно ответила, что я точно буду сдавать профиль, потому что с базой никуда не поступлю.

Учителя и директор очень сильно давили: «А если ты не сдашь профиль опять? Это нам с тобой возиться… Давай пересдавай базу». Но так как директор — мамина подруга, она ей позвонила и спросила еще раз. Мама опять сказала, что только профиль, а учителя опять начали наезжать: «Если ты не сдашь, это позор».

Я сменила репетитора — нашли женщину, которая работает в вузе нашего города и очень хорошо преподает математику. Она говорила, что вообще не понимает, как я не сдала, потому что в принципе все решаю. Мы занимались недели две по два с половиной часа — каждый день, кроме выходных. Она была абсолютно уверена, что я сдам выше порога.

На экзамен я шла подавленная — получилось так, что за день до этого я рассталась со своим молодым человеком. Мне выдали вариант, я сидела за первой партой, прямо перед учителем и камерой. Задания оказались намного легче. Я решила за два часа абсолютно всю первую часть. Вышла один раз, посмотрела шпаргалку, она мне особо не помогла.

Результат — 11 баллов. Я пересдала ровно в два раза хуже! Не знаю, как это произошло. В классе таких, как я, было еще трое.

На выпускном, когда всем вручали аттестаты, нам должны были выдать фейковые для фотографий, но выдали просто грамоты.

Директор мне сказала: «Не переживай, все у тебя будет хорошо». Но говорила она это не очень уверенным голосом.

В итоге в этом году я никуда не поступаю. Устроилась официанткой, буду год работать и готовиться к ЕГЭ, пойду на курсы. Как буду совмещать работу с подготовкой, понятия не имею, но знаю, что у меня будет точно два занятия в неделю и домашка. Придется либо брать выходные, либо пропускать занятия, читать теорию и готовиться самой.

ЕГЭ уничтожило мою веру в себя. Самое печальное, что в инструкции к ЕГЭ говорится: «ЕГЭ могут сдать все, кто учился в школе». Нет, не все.

«Шпоры лежали везде — от носков с трусами до ремня»

Никита, выпускник 2022 года, Московская область:


— Я учился в гуманитарном классе, с обществознанием определился, наверное, во второй половине 10-го класса. Сдавать биологию надумал за неделю до первого пробника в октябре и тут же пришел к мысли, что психология — единственная дисциплина, которая мне интересна.

Учитель, узнав об этом, спросил, как же я все-таки буду сдавать, ведь биология — «САМЫЙ сложный предмет». В какой-то степени это правда так: по статистике с каждым годом средний балл по биологии все меньше и меньше. Мне сказали, что надо было определяться раньше, что биологию не сдам и что выбрал я ее только для того, чтобы испортить рейтинг нашей учительницы. С горем пополам она согласилась принять меня, и я наравне с ребятами из химико-биологического профиля ходил на дополнительные занятия. Ну как ходил… Через раз.

Вуз, который был у меня на примете, — Московский государственный областной университет (МГОУ). В идеале, конечно, бюджет, но ближе к февралю начались разговоры о том, что хотя бы контракт.

Перед экзаменами я особо не волновался: знал, на что я иду, и понимал свои силы. За русский и базовую математику переживал больше всего — как мне казалось, у меня были все шансы не написать на порог, но в итоге за русский — 60 баллов (я был счастлив), за базу — 4.

В день, когда писал общество, было очень жарко, но сидел я в худи, где было много внутренних карманов. Шпоры у меня лежали везде — от носков с трусами до ремня. Обществознание я написал ровно на минимальный проходной балл для поступления — 45.

Биология была моим последним экзаменом. Написал я где-то за полтора часа: выходил в туалет в общей сложности пять раз. Пытался посидеть подольше, что-нибудь вспомнить, но так ничего в голову и не пришло.

Когда пришли результаты, я не особо торопился смотреть — понимал, что, скорее всего, не сдал. Ну и результат не утешающий — 30 баллов, порог не пройден.

Сейчас я жалею, что так отнесся к подготовке. Понимаю, что приложил недостаточно усилий.

Я пошел в колледж при Институте международного права и экономики имени Грибоедова. Чувствую себя отлично, хотя немного не в своей тарелке, потому что юриспруденция — не мое. Ни один колледж при университете не дает два периода отсрочки, поэтому отсрочка у меня только на колледж. Дальше я надеюсь брать академический отпуск, а там видно будет.
https://www.pravmir.ru/ya-zavalil-ege-chto-bylo-dalshe/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16810
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Re: ЕГЭ

Сообщение Admin »

«Школа — не самое счастливое время в жизни». Учитель Римма Раппопорт — о ЕГЭ и детских травмах

«Сочинение на ЕГЭ — как конструктор, все кубики которого есть в интернете», — говорит учитель русского языка и литературы Римма Раппопорт. Правила можно вызубрить, но она помогает детям понять, почему пишется так, а не иначе. Римма рассказала «Правмиру», как увлечь математиков и физиков литературой и найти общий язык с ребенком, который кидает дротики в твой портрет.

«ЕГЭ берется не творческим началом, а усидчивостью»

— Вы из поколения учителей, которые сами после школы сдавали ЕГЭ. Русский вы написали не очень из-за пьяного соседа. Как было дело?

— Сосед терроризировал нас все мое детство. Было спокойное время, когда он сидел в тюрьме, но потом вернулся и продолжил. Денег он хотел. Это довольно забавно, потому что он искал их не там, где они были. И полночи перед экзаменом он, как обычно, звонил в дверь, я не выспалась совершенно. Ну и нервничала сильно.

Удивительно, что это не помешало мне с тестом, я как-то на нем сосредоточилась. Поэтому я детям всегда говорю, что надо лечь спать перед экзаменом и не вымучивать последнее.

Я бы не списывала все на пьяного соседа. В сочинении я сама что-нибудь придумала, но совершенно не помню что. Кажется, я приводила какой-то аргумент из Лермонтова, а может быть, еще из Кундеры, и тогда это могло вообще не засчитаться.

— Если сравнивать ЕГЭ тогда и сейчас, что изменилось?

— Я сдавала в 2008 году. ЕГЭ и тогда был шаблоном, но этот шаблон был еще не таким выработанным. Мы знали, что сочинение надо писать по определенной схеме: тема, проблема, позиция автора, комментарий (тогда был очень простой), два аргумента и вывод. При этом я не помню, чтобы были списки готовых аргументов. Мы писали от себя, я точно аргументы полностью формулировала сама. Сейчас некоторые тоже пишут сами, но можно выучить заранее аргументы на все темы.

Сочинение на ЕГЭ — как конструктор, все кубики есть в интернете, их можно просто каким-то образом сложить.

Пару лет назад уже можно было не думать, в каком произведении я это встречу, что из того, что я читал, соответствует. Можно было просто прочитать список аргументов, а не сами произведения. Сейчас уже вообще не нужно думать над литературным аргументом — его отменили.

— Хватает ли объективно школьной программы по русскому, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

— Всю программу мы проходим до 9-го класса включительно. 10–11-й классы — это уже повторение и воскрешение. Но программа так устроена, что мы, например, синтаксис начинаем изучать в 8-м классе, а до этого как будто его не было. В 8–9-м мы изучаем только синтаксис, а орфография там как бы между делом. Разумеется, дети кучу правил забывают за это время.

То есть сказать, что какие-то темы не проходятся, — это неправда. Другой вопрос, что в 10–11-м часов не очень много, а учитель на класс один. Но ребенку, который в состоянии взять ответственность за учебу на себя, школы хватит.

ЕГЭ берется не творческим началом, а в том числе одним известным местом. Если человек в состоянии справиться с этим местом, его усадить — он может учиться и сдать.

Как учить русский язык, если ненавидишь зубрить правила

— В каком классе идеально начать готовиться и можно ли наверстать в 11-м, если только «жи-ши» и «ан-ян» помнишь?

— «Ан-ян», между прочим, уже успех. Я считаю, что реально подготовиться за два года. Ребенка, который более-менее прилично пишет, натаскать на сочинение и тесты можно. Человек может писать «ан-ян» правильно, но правило не знать. А может знать, но писать неправильно. И вот от этого надо танцевать. Если большие проблемы с орфографией, тоже можно натаскать. Но сможет ли он на практике сочинение написать, это большой вопрос.

— «У меня плохо с русским, потому что там надо зубрить правила, а я зубрить не люблю», — частая жалоба. Как избежать зубрежки?

— Где-то не получится избежать, все равно придется запоминать.

Я стараюсь находить логику, почему пишется именно так, чтобы это объяснялось не только правилом, а, например, историческими языковыми процессами.

Не всегда это удается, не всегда я сама это вижу. Я стараюсь уходить везде, где можно, от понятия «словарное слово», смотреть, как раньше это слово разбиралось по составу.

Например, ужасно у всех идут производные предлоги — «в течение», «в продолжение» и так далее. Но если подойти к этому не так, что надо запомнить и все, а посмотреть, что предлог образовался от непроизводного предлога с существительным, которое зависло в определенном падеже, будет гораздо проще. Если мы говорим о предлогах как о сферическом коне в вакууме, которого надо писать только так и никак иначе, то, конечно, это не запоминается.

— Вы верите в природную грамотность и языковое чутье?

— Я верю в языковое чутье, но история с природной грамотностью мне кажется липовой. Есть такая блогерка Алина Фаркаш. У нее был смешной пост о том, что если есть врожденная грамотность, то до реформы орфографии люди рождались с одной грамотностью, а после — с другой. Ударение при нашей жизни может измениться, правописание. Я не очень верю, что люди это чувствуют.

Или, например, не бывает интуитивных запятых. Как только мы выходим на более сложный уровень синтаксиса, вам ничего не поможет, кроме знания правил и Розенталя. Но есть те, кто более грамотен и кто менее изначально, не знаю, с чем это связано помимо чтения: я видела и много читающих, которые пишут абсолютно безграмотно, и наоборот.

— А когда ваши ученики пытаются выезжать на чутье и правила не учат, что с такими делаете?

— Если человек хорошо пишет, формально я ничего не могу сделать. У меня нет убеждения, что один ученик должен хорошо писать все: разные люди сильны в разных жанрах. У меня есть дети, которые грамотно напишут диктант, но не напишут тест, потому что правил не знают. Есть дети, которые пишут неграмотно, а выучить правила могут, они тест хорошо напишут.

Поэтому лучше всего комбинированная работа — кусок диктанта и кусок тестовый. Я противная, всегда говорю: «Объясни, почему это так».

Я не хочу, чтобы русский язык в школе был только про практическую грамотность. Он про то, как думать о языке, как его анализировать.

И в этом смысле мне важно, чтобы человек мог объяснить.

— Как сдавали ЕГЭ ваши ученики?

— У меня давно не было 11-го класса, в основном 7–9-е. Но в этом году будет 10-й, мне предстоит заново в это погружаться. Пока они очень хорошо сдали ОГЭ. Не знаю, много ли там моей заслуги, но ребята молодцы.

Моя самая важная история была, когда я ушла в декрет и оставила себе одного ученика. Я никогда не беру на репетиторство своих учеников и вообще ненавижу это. Но когда-то еще брала.

У этого ученика был «тройбан» — знаете, как диагноз. Он очень плохо, неграмотно писал, но я в него поверила — не столько в его грамотность, сколько просто поддержала, и это дало толчок. Он очень старался, у него были четверки в четверти, может, даже в году. По литературе он тоже начал читать, ЕГЭ прилично сдал — под 80. Он стал большим молодцом сам, ему для этого много было не нужно.

Недавно в соцсети коллеги обсуждали, что есть учителя, нацеленные на результат, а есть нацеленные на процесс. Мне стыдно об этом говорить, но я больше про процесс, чем про результат. Не в смысле, что я не могу выдать, чтобы у меня дети замечательно написали. Я понимаю, что это сопутствующая задача, но она очень скучная.

«У мальчика была моя фотография, в которую он кидал дротики»

— Вы преподаете в физико-математическом лицее. Как ведете себя, когда ребенок говорит, что он технарь и «ваши русский с литературой мне не нужны»?

— Во-первых, они все равно нормальные дети. Они, конечно, необычные у нас, умные очень. Я стараюсь посмотреть, что им интересно. У каждого ребенка есть поле культурных ориентаций (это не мое соображение, а диссертация моего папы). И вся школьная литература, которая не очень интересна, она находится на периферии, а в центре — что-то свое, часто связанное с массовой культурой, в чем я не вижу ничего плохого.

И наша задача — показать им связь. Я предлагаю анализировать произведения через призму каких-нибудь мультиков, фильмов, более актуальных для них книжек. С учетом того, что я валенок в математике, стараюсь вытаскивать из воспоминаний, как рисуется какой-нибудь график, таблица, использовать математические метафоры.

Много творческих заданий, детям-технарям их часто не хватает — некоторым тоже хочется гуманитарного тепла.

Я никогда не запрещаю высказывать собственное мнение, но единственное — прошу подкреплять это текстом.

Потом стараюсь их обаять по-человечески, что скрывать. Мне важно им нравиться, быть не противным человеком. И когда дети чувствуют, что они тебе интересны, ты тоже становишься им интересен. Не поголовно, но так работает.

— «Мне не нравятся послушные дети», — писали вы в своей книге. Почему? Неожиданно такое читать у педагога.

— Я не люблю бессмысленно непослушных детей, если ребенок только непослушный и все. Сказать, что мой идеал — это ребенок, который ненавидит русский и литературу и не может усидеть на месте, нельзя.

Но ребенок, который просто пришел за своей пятеркой и будет соглашаться со всем, что я говорю, слушать меня внимательно, записывать, а потом воспроизводить то, что я сказала, мне гораздо менее интересен, чем тот, который будет со мной спорить, смело высказывать свое мнение и интерпретировать текст. Это немножко вызов — когда ребенок не слушается, а ты к нему пробиваешься, вы находите общий язык.

— Расскажите, как это у вас бывает. Педагогическое фиаско случалось?

— Да, конечно. Не хочу рассказывать про детей, которых учу сейчас. Мне кажется, это не очень тактично. Попытаюсь вспомнить.

Были дети, которые не сдавали буквально до конца свои работы, и я им чуть ли не до последнего звонка не ставила тройки. Может быть, сейчас я бы поступила иначе. Но тогда меня возмутило, что они уйдут с ощущением, что можно ничего не делать и учитель будет вынужден поставить три. Я помотала им нервы — не знаю, правильно или нет. Потом рассказали, что у одного мальчика была распечатка моей фотографии, в которую он кидал дротики.

Есть дети совершенно не про мой предмет, и мне не очень интересно их учить, но они чудесные люди. У меня был ученик, с которым на уроках невозможно было — ну просто он не мог себя сдерживать никак и ни в чем. Но на переменах — душевнейший человек, и сейчас, если встречаемся где-нибудь, я ему всегда рада.

Чаще у меня хорошие отношения с детьми. Я отчасти верю, что наша работа — это отложенный результат.

Школа — не самое счастливое время в жизни. Это большое вранье, придуманное взрослыми.

А школьных травм очень много, как и хороших воспоминаний. Не важно, 40, 50 лет тебе — оно как по щелчку включается. И говорить, что я потерпела тотальную неудачу как педагог или что я такая молодец, — неправильно. Я могла повлиять как в плохую сторону, так и в хорошую, не зная об этом.

— А в обратную сторону — влияние учеников на себе вы чувствуете?

— Они меня очень многому учат, как ни банально звучит. Я не королева коммуникации, у меня бывают большие сложности, но мне очень легко общаться с детьми. Я не люблю, когда дети желают мне терпения и сил, чтобы терпеть их, как будто я сильно мучаюсь.

Но они учат не то что терпению — они учат откладывать негативную реакцию. Я ведь могу разозлиться или сделать вывод сразу, а могу остановиться. Что если выйти из этого автоматизма реакции и подождать? Может быть, ты все неправильно понял и неправильно подумал?

— Отложенная реакция — она с чем связана? Сдержать себя и не наорать?

— Я вообще не ору. Я учусь с детьми говорить «я-высказываниями». У меня это никак не получается с мужем и родителями, а с детьми в школе я стараюсь назвать эмоцию и сказать, что меня не устраивает.

Чаще всего это связано с дисциплиной, да. Вместо «Петров, хватит щелкать ручкой, ты меня бесишь, сейчас выгоню из класса» надо сказать: «Друзья, меня раздражает, когда щелкают ручкой. Я бы хотела, чтобы в классе было потише и не было посторонних звуков, они меня отвлекают». То есть мы вместо того, чтобы обвинить ученика в том, что он гад последний, называем свою эмоцию и какие-то обстоятельства. Но это не значит, что я никогда не взрываюсь.

«Вместо имени могли сказать “еврей”»

— А каким ребенком были вы?

— Очень впечатлительным. Если учительница чуть повышала голос на ребенка, который сидел в другом ряду, я думала, что мне конец. И так часто бывает сейчас. Я просто умираю, если на меня повышают голос.

Я была неловкой в общении, не понимала, как про это сказать, но при этом была болтливой. Поначалу была вполне себе электровеником. Потом физическая активность ушла, а ощущение электровеника осталось. У меня проблема с торможением ужасная. Знаете, уже надо сесть дома и отдохнуть, а я еду на какую-то вечеринку.

Важно было, что обо мне подумают. Очень хотелось быть главной, классной.

Больше быть главной не хочется. Быть классной еще хочется.

Я была катастрофическим подростком — просто страшной язвой. Хорошистка-отличница, ну и зубрила отчасти. Где-то брала умом, а где-то усидчивостью.

И при этом я могла быть оторвой и делать не очень приличные вещи. Не то чтобы делаю неприличные вещи сейчас — все-таки обязывает статус учителя и внимание общества к тому, каким учитель должен быть. Я 500 раз подумаю, можно ли выложить фото с пляжа. Но во мне всегда сочетались и до сих пор сочетаются заучка и оторва.

— Вы время от времени жалуетесь на антисемитские комментарии в соцсетях. В жизни вы с таким сталкивались?

— Да, конечно. В моей последней школе один мальчик говорил: «Евреям слово не давали». Я пришла из еврейской школы и громко об этом заявляла. Вся моя подростковая жизнь, все занятия, кружки — это Еврейский центр. Я этого совершенно не скрывала и получала ответ, меня подтравливали, вместо имени могли сказать «еврей».

Сосед, с которого мы начинали, всегда звонил нам в дверь со словами, что мы богатые евреи. У меня папа учитель, он работал в то время на ставке 40 часов, и никаких особых денег у нас не было.

Когда я последний раз была на встрече выпускников в школе, услышала такую муть, что больше никогда на эти встречи не ходила.

Я привыкла, что в мире, который выстраиваю вокруг себя, такого нет. Но иногда на перемене слышу от детей: «Что ты как еврей?» Во всех школах, где я работала, это было.

— Вы на такое как реагируете?

— Это всегда неприятно. Мне было сложно писать про это в блоге, я понимала, что словлю. Если ты начинаешь об этом высказываться, ты сразу становишься неудобным. Я решила, что у меня есть возможность высказаться в блоге, и это будет хорошо: кто-то увидит поддержку, кто-то задумается.

У меня есть подписчики, которые начинают отсылать к Торе и говорить, что евреи очень много выпендриваются и считают себя богоизбранным народом. Я прошла разные периоды отношения к религии, себя в принципе отношу к иудаизму. У меня были периоды, когда я что-то соблюдала, у меня была религиозная свадьба, но сейчас я не соблюдающий человек и, если честно, не очень-то верующий. И доказывать мне, что раз в Библии вот так написано, значит, вы так думаете, — забавный уровень критического мышления.

Когда я писала на «Меле», мне тоже неоднократно писали о том, что меня сожгли бы в Германии. «Езжай в свой Израиль!» — это, конечно, наше все. Но есть еще одна важная вещь. Это я уже училась в еврейской школе довольно открыто. А мои родители — это люди, которые еще страдали от пятого пункта (пятый пункт — выражение, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определенной этнической общности. — Примеч. ред.).

И поэтому у нас всегда был такой условный шепот, что не надо про это говорить.

Не надо то, не надо се, не говори, что ты ездила в Израиль. И мне хочется, чтобы мой ребенок рос в открытости и не стеснялся.

В детстве меня однажды спросили: «Ты еврейка?» Я сказала «нет» и убежала. Потом было стыдно. Не хочу, чтобы ребенок оказался в такой ситуации.

«Почему мой ребенок должен есть в туалете?»

— Вы ведете очень активную жизнь, часто пишете о своих нескольких работах, командировках. Как это сочетается с материнством?

— Нормально сочетается. Это привилегия в нашем обществе, но у моего ребенка хороший папа, по совместительству мой муж. И у меня нет никакой проблемы с тем, что я куда-то уезжаю и некому оставить ребенка.

Сейчас мы втроем ездили в «Сириус», и это классно, что ребенок может погружаться в мою жизнь и не только. Так что где можно — беру с собой, где нельзя — ничего, есть масса любящих родственников, есть папа. И, мне кажется, нет более ущербной формулировки, чем «папа помогает». У нас папа не помогает, а участвует.

Ощущения брошенности у нее точно нет, а ощущение любви вполне себе есть. Многие психологи пишут про те заветные 20–40 минут, которые вы вместе с ребенком проводите насыщенно. У нас за день точно набирается какое-то количество такого времени. Есть, например, только наши дни, когда мы вдвоем куда-то ходим, ездим. Мне кажется, она не очень со мной страдает.

— Мне запомнилась история о том, как вы стеснялись кормить грудью на улице и как однажды на площади рядом с вокзалом все равно пришлось это сделать, потому что ребенок устроил концерт. А в каких еще ситуациях приходилось бороться со стыдом?

— Я сейчас жалею, что так было. Про то же кормление грудью я теперь думаю: «Почему я, сидя в каком-то кафе, кормила грудью в туалете? Господи, почему мой ребенок должен есть в туалете?»

Но это во мне просто феминизма не было. Потом появился — именно благодаря рождению ребенка. Я очень на многое по-другому взглянула в жизни женщины.

Самая жесткая история — когда Лии года полтора-два было. Она устраивала истерики, а мне все равно надо было куда-то ехать, с кем-то встречаться — я не могу жить только дома с ребенком. И однажды на станции метро «Технологический институт» у нее была истерика, она, сидя в коляске, взялась двумя руками за дверь — и, пока я пыталась ее отодрать, за нами выстроилась очередь. Были истерики в торговых центрах, когда она ложилась на пол, лежала и рыдала, например, на входе.

Однажды было очень сложно. Не буду объяснять, что именно произошло, это должна быть секретная семейная информация, но Лия поступила нехорошо. Это тяжелый вызов, когда, с одной стороны, ты должен ребенку показать, что ты его не разлюбил за плохое действие, а с другой — объяснить, что есть поведение, которое причиняет боль и переживание. И для меня это ценный опыт — одновременно понимать, что можешь быть убит тем, что твой ребенок сделал, но при этом не переставать его любить и поддерживать.

— Как у вас это получилось?

— Как со школьниками — объяснить, что ты не любишь какое-то действие, а не самого ребенка. Но мы прошли все эти этапы. Было время, когда я писала: «Психологи, что делать? Меня ребенок бьет!»

Лии было два года, и каждый вечер, когда мы ложились спать, она садилась рядом и начинала дубасить меня по голове. И тут да, ты справляешься с тем, чтобы не дать сдачи, не быть резкой, пытаешься планомерно отводить руку, отсиживаться, показывать, что тебе это не нравится. Зато много терпения.

— У вашей дочери в восемь месяцев была операция, у нее врожденный порок сердца. Как вы справлялись?

— Не буду никого обманывать, никак не справлялась. Рыдала каждый день восемь месяцев до операции и потом еще какое-то время. Не знаю, была ли у меня послеродовая депрессия. Мне кажется, нет, но первый год я провела в эмоциональном состоянии ниже плинтуса. Я была в абсолютном ужасе. Наверное, хорошо, что я кормила грудью и не могла пить спиртное — не исключаю, что начала бы.

Тебе весь мир говорит в этот момент: «Соберись, у тебя ребенок, тебе надо за ним следить». Все врачи говорят в больнице: «Мамочка, вы что? Соберитесь!» И все, что надо прорыдать, остается замороженным, а потом взрывается.

Надо рыдать сразу. Надо страдать сразу. Надо всем объяснять, что вы имеете на это право, и никого не слушать.

Уже потом, когда Лии было полтора года, я пошла к психологу, начала все это прорабатывать. Я надевала темные очки на прогулки и рыдала в любой момент, когда мне этого хотелось. И еще я писала — о том, как узнала диагноз, как мы лежали после роддома в патологии новорожденных. Такой дневник получился, очень мучительный. Но мне стало легче. Ну и стихи я про это писала — они тоже помогали.

— Как Лия вас изменила?

— Я думаю, очень сильно. У меня ощущение, что она лучшая версия меня. Я ее правда много люблю, стараюсь придерживаться гуманистических принципов воспитания, и это дает хорошие плоды. Мне в комментариях пишут, что я заблуждаюсь, потому что у меня только один ребенок, которому семь лет, и рано делать выводы.

Но мне кажется, что человек растет в здоровой атмосфере, если к семи годам умеет сказать, что он чувствует, умеет с нами спорить. Я восхищаюсь тем, как у нее с личными границами. У меня самой плохо, но я чудом научила им ребенка.

— Это как проявляется?

— Это про то, когда я перегибаю палку и залезаю куда не надо. Мы очень смеялись, но у Лии в три года была коронная фраза: «Мне нужен выбор». И он ей до сих пор нужен: «Предложите мне».

Или в какой-то момент она сказала: «Все, не читайте мне больше никогда. И сами выкиньте книги». Она смогла озвучить свое недовольство, когда ей неприятно. И ты в этот момент понимаешь, что нужно остановиться.

Это очень удобно — воспитать ребенка с личными границами. Он быстро объясняет, когда тебе надо подумать, что ты вообще делаешь.

Еще она меня научила выбирать слова. Но главное — она открыла во мне какой-то, немножко животный, ресурс любви, которую я никогда не переживала. Это самое удивительное, что может быть. Столько любви, столько восхищения — оттого, что просто, не знаю, смотришь на нос человека…

— Как вы стали смотреть на детей, которых учите, после того, как появился собственный ребенок?

— Я стала понимать, что, как бы дети ужасно себя ни вели, урок длится всего 45 минут (смеется). Одно дело, когда у тебя постоянный ребенок и ты не убежишь, а здесь ты через 45 минут уйдешь домой. Но я терпимее стала, мягче. И еще стала понимать, что это тоже чьи-то дети, начала лучше видеть по ученикам, как с ними общаются родители.

«Задача учителя — продолжать учить детей базовым ценностям»

— Вы пишете стихи. Что для вас собственная поэзия?

— Одна из важных частей моей идентичности, но я всегда очень аккуратно к этому отношусь, поскольку у меня комплекс самозванца и я не из тех людей, кто начнет без запроса читать свои стихи.

Наверное, это способ освоения и переживания реальности, с одной стороны. А с другой — способ пережить и выплюнуть. Дети любят говорить: «Он написал это, чтобы показать нам…» А я говорю: «Поэт пишет, потому что у него чешется. Он не может не писать». Кроме того, я в принципе довольно мрачный человек. И поскольку в жизни я свою мрачную тетку не очень часто вывожу погулять, я вывожу ее в своих стихах.

— Ваше недавнее стихотворение — о том, как вы с подругой, которая эмигрирует, разбираете ее библиотеку: «Теперь моя дочь // Будет читать книги ее дочери». Какими для вас были последние полгода?

— Тяжелыми. Много переживаний. Много сочувствия разным людям. Много переосмысления того, как мы общаемся с детьми. Мне кажется, сейчас большая задача учителя в том, чтобы продолжать учить детей — и учить не своему взгляду на конкретное время, каким бы он ни был, а базовым ценностям и предмету.

Меня интересует взаимодействие с детьми исключительно в поле гуманистических ценностей. Это значит, что я в них вижу людей и что мы можем по-человечески общаться. Мы вместе читаем тексты и в них разбираемся, что-то ищем. Ценность критического мышления не очень традиционна, но для меня она высока. Мне кажется, это особенно важно — независимо от того, что происходит.
https://www.pravmir.ru/shkola-ne-samoe- ... h-travmah/
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Иришка7735
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 16 мар 2022, 10:36

Re: ЕГЭ

Сообщение Иришка7735 »

Кто где готовился к егэ? Не можем определиться
Ответить

Вернуться в «Мы - школьники!»