https://www.psychologies.ru/standpoint/ ... tim-letom/Громко смеяться, играть взахлеб и даже хлопать в ладоши… Чтобы этому научиться, следует записаться на «мастер-класс» к детям. Общаясь с ними, мы вспоминаем, что значит быть спонтанными и открытыми, то есть быть собой. И легче переживаем стресс.
Для многих забота о детях в наше время хрупкого благополучия — это дополнительная нагрузка. Как сделать так, чтобы общение с детьми давало нам силы?
Татьяна Бедник: Общение с детьми — это обоюдный процесс. С одной стороны, мы о них заботимся, а с другой — дети становятся нашей поддержкой. Глядя, как непосредственны они в игре, в выражении чувств, мы заражаемся этой полнотой переживаний, включенностью в настоящее.
Когда мы сосредотачиваемся на взаимодействии, у нас четко выстраивается иерархия ценностей. Самое ценное остается с нами: наша семья, отношения, любовь. Нас не перестают беспокоить события в мире, но больше они не поглощают нас полностью. Потому что в эту минуту нам нужно заботиться о малыше: варить суп, строить башню или надувать мяч. Так мы осваиваем искусство маленьких шагов и тем самым возвращаем жизни смысл.
Очень хочется найти этим летом радость…
Тогда напомню, что радость встречается нам постоянно и в самых неожиданных местах. И именно дети хорошо умеют ее замечать. Например, мы идем с ребенком по тропинке и слышим «тук-тук» над головой — это дятел стучит; строим вместе замок из песка, и вдруг прямо на башню садится бабочка-капустница, разве не удивительно? Мы, взрослые, по привычке пропускаем эти моменты, а дети дергают нас за руку, замирают от восторга и так приглашают нас в свою реальность.
Да, приглашают, но как войти в эту детскую реальность нам, уставшим и разрывающимся между делами?
Войти в нее легко независимо от загруженности. Сместите фокус внимания, смотрите глазами ребенка, не пренебрегайте мелочами: кофе пахнет вкусно, знакомого встретили и улыбнулись, вечером за столом на несколько минут отложили телефоны и поговорили о событиях дня.
И почаще вспоминайте себя в возрасте вашего ребенка, это простое действие будет возвращать вас к спонтанности и принятию
Вот вам пять лет, и вы узнали, как отличить клен от дуба; а вот 12 — и вы с отцом встречаете рассвет. Вспоминая такие эпизоды, вы поймете, что способно вдохновить и вас, и ребенка.
Какие открытия мы совершаем, играя вместе с детьми?
Для ребенка игра — это целая жизнь. В ней он выражает себя спонтанно, если его идеи не критикуют, не дают указаний. Если он проживает свои тревоги, избавляясь таким образом от страхов, — не станем мешать ему, будем просто присутствовать.
По его примеру мы так же можем погрузиться в мир игры, и это станет своеобразной «психотерапией для взрослых». Что нам мешает стать настоящим партнером ребенку, присесть вместе на ковер и так же, как он, отыграть свои проблемы и заботы, доверяя тревоги игрушечным слонику и лошадке? Мы будем вместе переживать разные эмоции: радоваться, грустить, бояться.
А еще хорошо было бы говорить о своих чувствах. Например, играя за разных персонажей, полезно проговаривать их чувства по очереди: «Ах, ты сделал мне больно, и мне так грустно», «Как я рад, что мы вместе идем гулять!» и так далее. Дайте себе и ребенку право выражать собственные чувства, легализуйте их. Наш искренний интерес к тому, во что играет ребенок, открывает «портал» к доверительным отношениям с ним и делает и нас самих более открытыми.
Этот совет работает, даже если папа с сыном играют в «танчики» в интернете?
Не имеет значения, в какие игры мы играем вместе с ребенком. Подойдет все, что дарит хорошее настроение. А выбор игры зависит от возраста ребенка: малышам больше интересны сюжетно-ролевые и подвижные игры, а подростки с удовольствием поиграют в «настолки» и компьютерные игры. Будет здорово вспомнить игры, которые радовали нас самих в детстве.
Взрослым бывает трудно вспомнить себя в детстве…
Предлагаю поэкспериментировать. Вначале там, где вас никто не видит, попробуйте попрыгать или потанцевать вместе с ребенком. Поймайте свое удовольствие от движения, которое вы делаете без определенной цели, просто потому что нравится. Поиграйте в подвижные игры вместе с ребенком в парке, на детской площадке или на дачном участке. Можно устроить вечер любимых песен, рисовать на рулоне старых обоев или ватмане.
Так вы выпустите своего внутреннего ребенка, перестанете его прятать и почувствуете, что вы можете для него сделать: порадовать, побаловать или успокоить, утешить.
И все-таки как это поможет нам снять стресс, когда мы работаем 24/7, а кто-то теряет работу?
Мы можем позаботиться о себе в любых, даже самых сложных обстоятельствах. Если взрослый совсем «в загоне», это означает обычно, что его внутренний ребенок сидит в темном углу и плачет. Или уже даже и не плачет, и тогда у нас иссякает жизненная энергия. В состоянии острого стресса нам действительно может быть трудно играть с детьми и рассказывать им сказки на ночь. Это указывает на необходимость заняться собой, отдохнуть, возможно, проконсультироваться с психотерапевтом.
А стоит ли переламывать себя и заставлять играть, если силы есть, но нам это неинтересно?
Заставлять себя играть не надо. Дети всегда настроены на родителя и чувствуют его состояние, даже если не могут сказать словами, что происходит. Если родитель раздражен — а так оно обычно и бывает, когда мы себя заставляем, — то игра и ребенку тоже не принесет радости. Тогда лучше честно объяснить: «Не могу сейчас играть, подожди, пожалуйста, в субботу у меня будет время» (и в субботу тогда действительно поиграть) или «Эта игра мне не подходит, давай придумаем что-то другое».
Если вам не нравятся игры — ни подвижные, ни настольные, совсем никакие, — может быть, есть другие занятия, которые вам приятны
Например, прогулки, чтение книг, просмотр и обсуждение фильмов, приготовление пищи, даже уборка, — с ребенком можно делать множество разных дел. Если они нравятся вам, приглашайте ребенка поучаствовать в них, рассказывайте, что вас увлекает, ищите, и вы найдете.
Нужно ли учить детей понимать сигналы тела, прислушиваться к нему — или, наоборот, это они нас научат?
Присмотритесь к сыну или дочери, и окажется, что он или она просто эксперт в вопросах понимания своего тела. Все мы функционируем на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и телесном. И если взрослые часто застревают на когнитивном уровне, то дети легко считывают сигналы тела. Если им жарко, снимают носочки, бегают босиком, если устали — усаживаются поудобнее. Так они заземляются, находят телесную радость.
Когда мы много переживаем, нам хочется сбежать от мира, спрятаться в кокон. В такое время особенно полезно перенять у детей привычку быть в контакте со своим телом. Для начала просто расправьте плечи, потянитесь, прислушайтесь к себе и не забывайте добавлять небольшие физические нагрузки: тут подойдут и йога, и массаж. Подмечайте, когда вашему телу хорошо, на что оно откликается с благодарностью. Непосредственность восприятия, спонтанность в выражении эмоций, доверие телу — все это тоже помогает вернуть себе радость.
Как детские игры помогут вернуть нам радость этим летом
Как детские игры помогут вернуть нам радость этим летом
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"!