Приёмные дети нарочно ведут себя плохо и вредят окружающим. Миф или реальность?

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 16784
Зарегистрирован: 11 мар 2022, 17:32

Приёмные дети нарочно ведут себя плохо и вредят окружающим. Миф или реальность?

Сообщение Admin »

Приёмные дети нарочно ведут себя плохо и вредят окружающим. Миф или реальность?

Перед вами классический устойчивый миф, сложившийся в обществе по отношению к детям, имеющим сиротский опыт. Правда ли это?

Нет, это не так. Дети с опытом сиротства испытывают большую тревогу и не доверяют окружающим, поскольку изначально формирование базового доверию к миру было нарушено. Причиной этого послужило поведение взрослых, которые в самом начале пути не смогли обеспечить достаточный уровень безопасности этому ребенку, не научили понимать себя, не смогли быть надежными и оставили детей в одиночестве в то время, когда они были так слабы и беззащитны. Доверие к взрослым восстанавливается не сразу, при этом ребенок испытывает множество эмоций, с которыми старается справиться доступными ему способами или придумывает, как отвлечься от того, что вызывает переживания. Зачастую в спокойной обстановке, дома, эти проявления сглаживаются или исчезают, но в школе стресс, с которым такой ученик еще не умеет справляться, обостряет нежелательное поведение.

Как может проявляться страх потери этого недавно приобретённого чувства безопасности?

Любой неуспех и осуждение вызывают в ребенке безотчетный страх, который он пытается подавить, иногда неприемлемыми способами. Он может бегать по классу без разрешения, хватать вещи, шуметь, хаотично двигаться, свистеть, петь, говорить вслух во время урока, раскачиваться громко и грубо говорить, перебивать учителя, кривляться… Как правило такой ребёнок производит впечатление невоспитанного и не умеющего себя вести, но истинная причина - в том, что он не может включиться в учебный процесс из-за невыносимой тревоги и страха быть отвергнутым повторно.

Помочь ребёнку лучше понять себя и справиться с тревогой и страхами может следующий алгоритм:

✅ Озвучивайте правила совершения любого действия с пояснением того, почему именно так надо делать, с объяснением роли каждого, ожидаемого результата и вариантов оценки достижений.

Мы не говорим: «Быстро делай задание!», а формулируем просьбу иначе: «У тебя получаются потрясающе ровные звёздочки, когда ты рисуешь сидя…. Интересно, сколько звёздочек тебе уже удалось сегодня нарисовать? А какие звёздочки тебе нравятся? Давай выберем».

✅ Проговаривайте чёткие последствия любых действий.

Говоря: «Ты порвал тетрадь, теперь ты наказан и будешь стоять весь урок», мы лишь усиливаем чувство вины, страха и стыда, и в таких условиях связь между поступком ребёнка и его естественными последствиями не может сформироваться. Мы можем с ребёнком спокойно исследовать ситуацию, давая ему возможность справиться с последствиями: «Ты злился? Что тебя так расстроило? Ты порвал тетрадь на такие мелкие кусочки, что теперь они нам мешают. Куда мы можем сложить обрывки? О, мусорное ведро, отличная идея! И где же теперь мы будем писать? Давай подумаем»

✅ Стройте понятные отношения с ребёнком и с детьми в классе, не выделяя никого, с чёткой демонстрацией способов выражения эмоций.

Например, в одной из школ в качестве эксперимента учительница в начале урока просила своих учеников поделиться чем-то, что их порадовало или огорчило за прошлый день или выходные. Сначала были опасения, что это будет занимать значительное время от урока, но дети после такого мини-обсуждения очень быстро включались в обсуждаемый материал, и занятие проходило более эффективно.
Когда ребёнка обуревают чувства, даже радостные, у него нет возможности воспринимать информацию, поэтому важно найти безопасные способы разрядки этих эмоций, иначе ребенок использует свои, зачастую небезопасные для него и окружающих, способы.

✅ Будьте в настоящем и не осуждайте, не вспоминайте прошлое.

Не стоит говорить: «Что же ты вчера так не мог сделать?!», гораздо эффективнее похвалить сегодняшний успех: «О! У тебя получилось!».

✅ Старайтесь не давать непонятные комментарии к действиям ребёнка (особенно если он что-то нарушил), ребёнок от испуга плохо понимает, что говорит взрослый.

Мы просто исследуем с ребёнком ситуацию и поддерживаем его на этом пути: «Что у нас получилось? Как тебе? Что бы ты хотел изменить?».

✅ Уточняйте, что ребёнок услышал и что собирается делать в связи с услышанным.

Например, бывает, после лекции о вреде употребления алкоголя и наркотиков, спрашиваем у школьника: «Что ты запомнил?». А он в ответ: «Мама расстроится, если я курить начну, значит, нельзя ей говорить». И, видимо, это не совсем тот эффект, который мы ожидаем.

✅ Важно давать время на обдумывание, принятие решения ребёнком, а не манипулировать тем фактом, что он должен делать то, что вы считаете верным. После того как он на что-то решится, можно обсудить другие способы исправить что-либо и вынести опыт.

✅ Самое страшное —​ это ирония и высмеивание, даже очень тонкое. Дети хорошо это чувствуют, и это больно их задевает.

Фразы, типа «Тебе бы в цирке выступать!», «С твоей фамилией только депутатом быть» обращают ребёнка в беспомощное состояние, из которого он может выходить путём агрессии, отказа от деятельности, ухода в болезнь и прочее. Но, если у нас действительно получилось заметить уникальные способности ребёнка (а мы верим, что они есть у каждого), это можно поддержать и дать возможность проявить их. Так, заметив у ребёнка талант артиста, можно провести часть урока в форме театрализованного представления.

✅ Спрашивайте ребёнка: «Что ты чувствуешь именно сейчас? Что сейчас происходит? Что бы ты хотел сделать, и какой результат ты хочешь получить?» Это позволяет ему осознать свою важность, значимость своих переживаний, поступков, понять, что его видят, слышат, чувствуют и замечают в этом мире.

*Материалы для статьи взяты из методического пособия проекта «Из семьи в большой мир». Автор Дорофеева Т.В. в соавторстве с Тихомировой Е.Н., Вальковой Е.В., Магер Е.В.

❤ Любите ваших детей и помогайте детям, оставшимся без родительской любви и заботы, обрести заботливых и понимающих родителей!

Изображение
https://vk.com/detizhdut?w=wall-39873171_135696
По вопросам работы ресурса можно писать сюда - mal-kuz@yandex.ru (мои ответы могут уходить в Спам) или в личные сообщения
Спасибо, что выбрали форум "Малыши-Кузнечики"! :love:
Ответить

Вернуться в «Приемные детки»