«Трогательные» игры
Иногда мы недооцениваем значение развития тактильных ощущений малыша. Но прикосновения жизненно необходимы ребенку. Благодаря им малыш учится жить в новом мире и получает о нем информацию.
Автор: Юлия Каспарова, педагог
Осязание называют «кожным чувством». Еще бы! Оно помогает малышу ощущать прикосновения, давление, боль, тепло, холод, помогает определить на ощупь форму и фактуру предметов и т.п. Можно говорить даже о своеобразном сензитивном периоде развития руки ребенка. Она прикасается к шершавой шишке и гладкому зеркалу, пушистому мишке и острым зубчикам расчески. Тактильные ощущения позволяют ему сравнить различные поверхности, понять, что ему приятнее трогать, а что – не нравится.
Новорожденный совершает много хаотичных движений руками, дотрагивается до некоторых предметов случайно, а потом, если ему пришлось по душе прикосновение, уже целенаправленно. Постепенно у малыша складывается представление об окружающем мире. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он сможет сравнивать, объединять или различать предметы по сходству или различию.
Чтобы чувство осязания развивалось в полной мере, важно предлагать малышу всевозможные игры и упражнения, направленные на его тренировку. Попробуем?
Природный материал. Играйте с природными материалами: шишками, каштанами, желудями, грецкими орехами, камешками, ракушками. Прикасаясь к ним, кроха будет испытывать самые разные тактильные ощущения. Пусть природный материал играет роль, например, конфет и печенья, которые нужно раздать куклам и зверятам, разложить на тарелочки. Еще очень полезно делать из природных материалов всевозможные поделки и аппликации.
Чудо-фольга. Предложите малышу «лепить» из пищевой фольги: ее можно сминать в ручках, делать из нее шарики, а потом снова разглаживать.
Тепло-холодно. Пусть на улице малыш трогает ручками холодный снег, а дома — теплую батарею, учится определять температуру воды, текущую из крана: теплая она или холодная. Причем, в воду можно опускать как ручки, так и ножки…
Волшебный мешочек. В непрозрачный пакет или сумочку сложите всевозможные предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, фигурки из яиц с сюрпризами, шишки, каштаны, орехи, крупные пуговицы, чайную ложку и т.п.). Самые маленькие ребятишки могут просто засовывать руку в мешочек и перебирать все эти «сокровища». А малышам постарше предложите на ощупь, не вынимая руку из мешочка, определить, что за предмет им «попался». Понятно, что для такой игры все предметы в мешочке должны быть известны малышу. Лучше заранее, до игры, их все внимательно рассмотреть, а только потом сложить в мешочек.
Веселое купание. Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают разные предметы. Делать это можно во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, резиновые и пластмассовые игрушки, маленькие мячики, ракушки, крупные камешки, губки разной жесткости и т.п.). Запустите в воду пластмассовый кораблик и предложите загрузить его важным грузом, посадить на палубу пассажиров. Если кораблика нет, дайте малышу мисочку, пусть складывает игрушки в нее.
Пушистые следы. Для развития тактильный ощущений, а заодно и массажа стоп малышу полезно ходить ножками по разным поверхностям. Летом — по песку, траве, морской гальке. А в холодное время года — по заботливо подготовленным мамой «следам». Из кусочков разных материалов (линолеум, ковролин, рифленые обои, пенопласт, «пупырчатый» целлофан, мех и т.п.) вырежьте «следы» по размеру немного больше ножки ребенка. Разложите их дорожкой на полу, разуйте малыша, снимите носочки и предложите отправиться в веселое путешествие. Пусть малыш пройдется ножками по «загадочным» следам, а вы комментируйте его ощущения: «Вот гладкий след, как приятно! А этот — шершавый! А этот — мягкий, пушистый!»
Выбирая игрушки для крохи, старайтесь, чтобы они были и разной формы, и фактуры. Пусть в игрушечном арсенале малыша будут и мягкие игрушки, и деревянные, и пластиковые, и резиновые. Чем больше разнообразие, тем шире возможности для развития.
Топ-топ. Малышу будут очень полезны игры с массажным ковриком для ног с деревянными бусинами. Такой коврик легко найти в продаже, и стоит он совсем не дорого. Скорее всего, малышу будет неинтересно просто так топтаться по коврику, мамины слова «это полезно» для него пустой звук. Значит, нужно его как-то мотивировать! Лучше всего проводить с малышом веселую зарядку, маршируя и подпрыгивая на коврике под веселые стишки. Сначала будем топать:
Ножками потопали: топ-топ-топ!
Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали! Сно-ва cе-ли!
А потом всю кашу cъели!
(Г.Лагздынь)
А теперь «поскачем», как лошадки, высоко поднимая коленки:
— Но! — сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
(В. Берестов)
Используйте для зарядки на коврике любые подходящие стишки, песенки, потешки, чтобы занятия были не только полезными, а и веселыми.
Рельсы-рельсы… Ну вот, мы потренировали тактильную чувствительность наших ручек и ножек, а теперь займемся всем телом целиком! Вы знаете, какая самая лучшая тактильная игра? Конечно веселый массаж! И было бы здорово, если бы такой массаж малышу делала не мама, а папа. В течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. Итак, рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:
Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы)
Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы)
Ехал поезд запоздалый. («Пробегаем» пальчиками по всей спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки)
Пришли куры: поклевали, поклевали… («Клюем» пальчиками)
Пришли гуси: пощипали, пощипали… (Щиплем спинку)
Пришел слон: потоптал, потоптал, («Топчемся» кулачками)
Пришла слониха: потоптала, потоптала, («Топчемся», но не так сильно)
Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками)
Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку)
Поставил стул, стол, печатную машинку («Ставим», стол и стул четырьмя пальцами) И начал печатать: («Печатаем»)
«Дорогая моя дочка. Вжик-точка, вжик-точка (На слове «вжик» проводим легонько пальцами по бокам малыша)
Я купил тебе чулочки. Вжик-точка, вжик-точка»
Заклеил письмо, поставил печать и отправил (Ставим «печать»)
Письмо летело-летело, летело-летело (Гладим спинку, показывая, как летело письмо)
И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой трусов).
Если сын или дочурка требуют «продолжения банкета», покатайте друг другу по спине игрушечные машинки. Это здорово, малышу понравится!