Изоляция, как справиться со стрессом

Аватара пользователя
Юkka
Сообщения: 6195
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 09:38

Изоляция, как справиться со стрессом

Сообщение Юkka »

Admin писал(а):
«Все ссорятся, а я постоянно ем». Проблемы изоляции, с которыми впору бежать к психиатру

И что делать, когда ничего не радует

Самоизоляция повлияла на нас по-разному. Одни все время ссорятся с близкими, другие — ищут утешение в печенье и пирожных, третьи перестали радоваться мелочам и не могут себя заставить хоть что-то сделать. Что из этого просто плохое настроение и подавленность, а что — повод обратиться к специалисту?
Обсуждаем проблемы карантина с психиатром и психотерапевтом Светланой Минской.

— Светлана, недавно эксперты ООН заявили — в мире возможен всплеск психических заболеваний, потому что люди подвержены страху из-за пандемии, страдают от изоляции, тревоги и недостатка средств. Насколько это обоснованно?

— Любой стресс — а то, что происходит сейчас, это стресс — не может не отразиться на нас. Во-первых, нас угнетает неопределенность: что будет дальше? Во-вторых, экономический кризис, который уже сказывается на мелких и средних предпринимателях, не говоря о росте цен. В-третьих, страх: вдруг заболеют я или мои близкие.

И конечно, изоляция. Из-за нее не работает механизм, который раньше давал поддержку — общение с другими людьми. Плюс к этому большинство вынуждено сидеть дома с детьми, супругами, родителями. Наверное, никогда в другое время жизни мы не проводили столько времени друг с другом. В природе половозрелые особи не живут так тесно, разве что пока не подросло потомство. Раньше работа и общение вне семьи давали возможность восстановиться, а тут получается, что такой возможности нет.

Семья — это система, а в любой системе, когда накапливаются проблемы, они не могут быть решены в ней же. Нужен кто-то извне, кто смог бы оказать помощь, с кем можно поделиться, получить поддержку или совет, просто развеяться. А если этого нет, то начинает вспыхивать все то, что раньше только тлело.

— Вплоть до психических расстройств?

— Возможны три варианта развития событий. Первый: у человека уже есть депрессия или тревожное расстройство, и тогда сегодняшние события их просто усугубят. Второй: эти же события могут их вызвать, то есть стать причиной. Третий: стресс выступит триггером того, что пока только дремало. Может, например, развиться шизофрения или биполярное расстройство, но это может произойти и после гриппа или после долгой жары.

Летом 2010 года был всплеск тяжелых заболеваний — жара стала поводом для их развития. Процент тяжелой патологии всегда одинаков, а вот предотвратить депрессии и неврозы вполне в наших силах.

— Что мне нужно понимать о своей психике, если я в изоляции второй месяц и опасаюсь последствий?

— Когда есть какие-то долгие стрессовые обстоятельства, сделать с которыми мы ничего не можем, приходится к ним приспосабливаться. И тогда включается такой психологический механизм, как избегание. Это могут быть химические зависимости, компьютерные игры или бесконечный просмотр сериалов, что угодно, лишь бы не быть здесь и сейчас, не иметь дела со своими истинными чувствами — подавленностью, беспомощностью, гневом, тревогой или печалью.

Человек хочет избавиться от неприятных чувств и оставить себе приятные, но это не работает. Мы не можем выбирать — одно чувствую, а другое — нет. Если мы не перерабатываем какие-то неприятные чувства, а просто хотим их выключить, то выключится все.

И тогда человек выглядит как немного заторможенный, вроде бы спокойный, ни на что не реагирует. И вдруг — взрывается. Если не безразличие, то раздражение — единственная альтернатива. Из таких состояний можно выходить очень долго, при том, что попасть совсем не сложно. Как говорится, вход рубль, а выход даже не десять.

Съедаю полторта в день. Что со мной?

— Допустим, я сижу дома с четырьмя детьми, и вроде бы в семье все нормально. Только почему-то пристрастилась к сладкому, от нечего делать лезу в холодильник и полторта каждый день съедаю. Со мной что-то не так?


— Речь идет о компульсивном переедании, человек «заедает» проблему, вернее, свои чувства, с этой проблемой связанные. Он их блокирует на определенном уровне. Сейчас поясню, как это происходит.

Есть блок самый основной, первый: «Я вообще не понимаю, чувствую я что-нибудь или нет». Например, человек отсидел ногу в неудобном положении, но не ощущает этого до тех пор, пока не станет очень больно. Или надо в туалет сходить, но пока терпимо — он не встанет.

Блок второй: «Я чувствую какой-то дискомфорт, но не знаю, к чему его отнести». Или хочу есть, или зол, или встревожен. Наверное, я хочу тортика, потому что признать другие чувства, а уж тем более разбираться с ними — очень тяжело. Начну о них думать, а там окажется, что надо что-то делать с собой, с отношениями с партнером, детьми или родителями. Лучше попробую избежать дискомфорта самым простым путем.

В нашей культуре потребления, превозносящей удовольствия и кайф, дискомфорт кажется чем-то таким, от чего нужно избавляться быстро, не рефлексируя. «Не грусти — похрусти», — вот ее девиз.

Мы забываем, что мозг больше заточен на негативные эмоции, через них мы обучаемся и выживаем.

Помните цитату из Горького? «Человек создан для счастья, как птица для полета». Так вот, это неправда, тем более Горький не был нейрофизиологом. Нам нужен дискомфорт, он говорит нам, что во внешней или внутренней среде что-то пошло не так. Но мы не разбираемся, ведь куда проще съесть еще и еще полторта.

Третий блок — это когда человек хорошо понимает свои потребности, понимает, что чувствует, но сомневается, насколько его чувства валидны, насколько их примут.

Могу свой пример привести. Школьная программа — «Муму». Ребенку в четвертом классе не до социального пласта этого произведения, ему вообще ни до чего, кроме того, что произошло с несчастной собакой. У меня катились слезы из глаз, а на втором плане было неприятное удивление: а почему никто из взрослых не плачет? Почему в классе никто не плачет? Почему никому не жалко? Я ненормальна? Мои чувства врут? Нет, я точно знаю, что мне горько и больно, но я неуместна со всем этим.

Так что заедания и другие компульсивные действия относятся к блоку второго уровня: дискомфорт человек чувствует достаточно сильно, но не может понять, откуда он, поэтому действует привычным образом. Если бы это было действительно про еду, то потребность должна была бы удовлетвориться и уйти.

— Другой пример. Допустим, я работаю удаленно, наступает вечер, у меня семья, но я не могу проводить время с детьми, не могу отдохнуть, расслабиться — я снова иду к компьютеру и продолжаю что-то делать по работе, хотя и устала.

— Здесь есть два аспекта. Пусть это те же компульсивные действия, но! Во-первых, это социально одобряемо, да и мы сами себя за это хвалим. Это повышает самооценку. А во-вторых, это помогает в преодолении чувства беспомощности. Многие сейчас находятся в ситуации: что ни делаю, толку ноль. Невозможно отменить карантин, предотвратить падение рубля и прочее, прочее. А у меня есть работа! И тут я могу многое.

Кроме того, бегство в работу может быть бегством от каких-то других проблем. Тут полезно спросить себя: что у меня не получается в другой сфере моей жизни? Быть может, есть какой-то скрытый конфликт с домашними или что-то еще, что никак не сдвинуть с мертвой точки.

Актуальной проблемой это становится тогда, когда начинают страдать здоровье и отношения. Мне нужно спать, а я работаю. Мне нужно пообщаться с детьми, а я погружаюсь еще больше и злюсь на супруга, что отвлекает меня «всякой ерундой». Ведь я работаю, деньги приношу!

В любом случае — должно быть разнообразие в наших делах. Как нас учил Павлов: лучший отдых — это смена деятельности. И смена ощущений. В изоляции у нас очень мало сенсорной стимуляции. Что мы видим? Четыре стены в комнате, экран компьютера. Обязательно нужно создавать себе какие-то дополнительные стимулы — запахи, например, они напрямую взаимодействуют с лимбической системой, которая отвечает за наше настроение. Запахи иногда в одну секунду меняют наше состояние, вспомните запахи кондитерской или парфюмерной лавки. Должна быть телесная стимуляция: массаж, контрастный душ, жесткая мочалка, приятный крем, свежее белье, да много чего тут можно привести в пример. Ничего нового не скажу, но в изоляции особенно важно на это обратить внимание.

Желательно все эти компульсии как-то прерывать, заменять другими действиями. Это возможно, если это не расстройство клинического уровня, когда своей воли почти и не остается. Но мы говорим про бытовые случаи, а не про неврозы. При неврозах навязчивых состояний уже только к психотерапевту. Но до того, как разовьется это расстройство, проходит много времени, и вот тут можно осознанно прерывать себя. Захотелось съесть кусок торта — остановиться и спросить, а чего я на самом деле хочу? У меня в желудке пусто? Совсем-совсем пусто? У меня слабость, ноги трясутся от недостатка сахара? Когда обнаружите, что нет, пойдите в душ или поставьте кино.

Работаю, а муж сидит с детьми. И все делает не так

— Сейчас во многих семьях произошла смена ролей. Муж сидит дома на 2/3 оклада, а жена как работала удаленно, так и работает — например, у преподавателей и у нас, журналистов, работы только прибавилось. И вот папы пробуют себя в новой роли — пытаются помогать детям учиться на дистанционке, готовят еду. Получается слабо, так как навыка нет, всю жизнь папа был в офисе. От этого случаются разочарования и конфликты.


— Вообще-то пробовать в состоянии стресса какую-то новую деятельность — хуже не придумать. В стрессе мы перестаем обучаться, мы переходим на уровень привычных и освоенных действий. Если получается у мужа хоть как-то сидеть с детьми, пусть сидит и не переживает. Даже если дети чего-то сейчас недополучат с точки зрения мамы, то ничего страшного. Потом можно наверстать. А испортить отношения сейчас можно запросто, причем без усилий.

В изоляции, когда отцы вынуждены больше находиться дома, самое время укрепить привязанность между папами и детьми. У мужчин и женщин эта привязанность формируется по-разному. У женщины она возникает с момента зачатия (при желанной беременности), а у мужчины таких механизмов нет, они вырабатываются тогда, когда он подключается к уходу за детьми, к какой-то деятельности с ними.

Плохо, если у женщин есть установка: «Муж должен помогать с детьми». Акцент даже не на слове «должен», а на слове «помогать».

На роль помощника многие мужья обижаются. Вот родился младенец, все вокруг него носятся, мама отцу кричит: «подай клеенку», «смени памперс», «не трогай ребенка, а то уронишь». Это называется «он помогает».

Надо иметь уважение: в конце концов, он не помощник, а такой же родитель. И в новый для семьи период отец сам может решать, как детей воспитывать и обучать. Кто сказал, что это неправильно? Пусть даже бездельничают вместе — это, кстати, очень хорошо формирует привязанность. Не надо сейчас ни от кого — ни от детей, ни от мужа — требовать чего-то невозможного. Сбавьте обороты и требования. Придет «мирное время», тогда и разберетесь спокойно, как правильно, а как нет. Но только не сейчас.

— Некоторых мужчин вообще уволили, и это тоже ситуацию раскачивает: жена продолжает работать, муж — нет, перспективы туманны.

— А если наоборот: муж работает, а жена нет — это нормально?

— Почему-то считается, что да. Привычней в нашей российской парадигме. А мужчина себя чувствует неловко или злится на ту самую жену.

— Ну, скорее всего, он злится не тогда, когда в отношениях все в порядке. А тогда, когда жена ставит это ему на вид. Потому что — хотя, выходя замуж, она и слышала слова «и в радости, и в горести», — не рассчитывала, что в момент горести придется работать ей, а не наоборот.

Не пойму, в чем проблема, что мужчина в связи со сложившейся ситуацией не работает? Истоки женских претензий в том, что ни одному мальчику мама не говорила в детстве: «Сыночек, ты вырастешь, удачно женишься и не будешь работать». А девочки подобные слова слышат довольно часто.

В изоляции мы все время ссоримся

— Тут недавно другу жаловалась, что все периодически ссорятся, он говорит: «Ладно, нормально все. У нас тоже все со всеми ругаются». Действительно, в условиях самоизоляции все стали друг с другом чаще ругаться. Какой тут риск и во что эта ругань разовьется?


— Чем меньше территория и больше на ней народу, тем больше агрессии. Не зря есть такое выражение: как крысы в одной банке. Вопрос в том, кто как перерабатывает агрессию, кто как выражает гнев. У мужчин больше социальных разрешений на то, чтобы отреагировать прямо — и даже не словами, а, быть может, кулаком по столу, вплоть до физической агрессии. У женщин агрессия часто направляется внутрь себя, превращаясь в депрессию.

Кроме того, это зависит от типа нервной системы. Так называемые парасимпатотоники могут долго копить негатив, а потом взорваться. С виду это такие добродушные медведи, которые, если их разозлить, сметут все на своем пути.

А есть симпатотоники, они вспыльчивые, но отходчивые. Вспомните итальянские комедии, это про них. У них в среднем зрачки шире, чем у парасимпатотоников. Неслучайно широкие зрачки считались признаком красоты. Такие люди более живые, подвижные, долго не копят то, что «медведи» держат в себе. Поругались и поругались, никто не сделал каких-то далеко идущих выводов, до развода не дошло, ну, пару тарелок разбили.

Так что здесь очень много факторов. Но нельзя сказать, что когда-то кому-то ругань была на пользу, вопрос, как с ней обращаться.

— Есть люди, которые вообще не выносят конфликтных ситуаций, готовы все выносить, молчать — лишь бы не поссориться.

— Если человек настолько боится конфликта, значит, он сильно тревожный. Конфликт — это всегда про передел территории и ресурсов. Если я боюсь с партнером о чем-то заговорить, значит, я очень сильно боюсь его потерять, или я от него финансово зависима, или я живу в его квартире, а своей нет. Это всегда про какую-то территорию.

— Может ли карантин спровоцировать ситуацию насилия в семье? Я сейчас говорю не про физическое насилие, а скорее про психологическое, и не про регулярных абьюзеров, а про обычных людей, которые жили нормально, а вот сейчас все обострилось…

— Конечно, может. Конфликты бывают конструктивными, после которых жизнь становится лучше и легче, а бывают деструктивными. Насилие — это крайняя степень деструктивного конфликта, это значит, что он не был разрешен.

От насилия спасает только дистанция.

Это не значит, что надо хлопнуть дверью и уйти. Но если вы чувствуете, что отношения накаляются, — возьмите паузу. Прекращайте диалог, разойдитесь насколько возможно, хотя бы по разным углам комнаты. Тут как от радиации — надо спасаться временем и расстоянием. Когда волна гнева стихнет, разбираться, в чем дело.

— А если один за другим ходит по всем углам и комнатам и высказывает. Второй уши затыкает — «не хочу тебя слышать», а первый — «нет, ты послушай, я должен тебе все сказать».

— Это симптом уже далеко зашедших неблагополучных отношений, которые явно не вчера начались. «Нет, ты послушай» — это претензия к другому. Претензия — от слова «претендовать». Я претендую на то, что не мое: ресурсы партнера, его время, силы, энергию. Почему тебя другой должен слушать, если он этого не хочет? Значит, тебе что-то сильно от него надо. И если это происходит в изоляции — значит, кризис уже был, а в замкнутом пространстве все усугубилось.

Когда есть какой-то бытовой «пилеж» — чашку не так поставил, одежду не туда кинул, — за этим стоит что-то более глубокое. Чаще всего с обеих сторон звучит примерно так: «Я считаю, что вкладываю в семью гораздо больше, чем ты, а потому не буду подчиняться твоим требованиям». Заметьте, это симметрично. «Я весь день только и делаю, что хожу и убираю за тобой, а тебе трудно поставить чашку в мойку» или «Я деньги приношу, на которые мы все живем, так что чашку за мной уж можно как-то убрать».

— А если я претендую на свой уровень чистоты? Допустим, я претендую на то, чтобы не валялись грязные носки по углам, потому что мне это неприятно. Это тоже претензия?

— Да. Это по сути претензия на любовь и уважение. Когда они есть в паре, то каждый старается сделать так, чтобы другому было максимально комфортно. Любящий мужчина не будет разбрасывать носки, а любящая женщина их просто уберет, не заостряя внимания. Не будет ей противно или брезгливо, а ему будет важно не оставлять их по углам, дабы не выглядеть свиньей в глазах любимой. Так что не о носках нужно спорить, а отношения улучшать.

Ничего не радует. Это депрессия?

— Есть какой-то топ психиатрических нарушений, которых мы могли бы опасаться в период карантина?


— И на первом, и на десятом месте будет депрессия.

— Наверное, особенно сложно тем, кто остался в карантине один. Мне приятельница говорит, дескать, я в пижаме до вечера хожу, мне не вылезти, не могу начать что-то делать, нет стимула, смысла… Пожилые люди, особенно одинокие, тоже могут так говорить — не вижу смысла в жизни. Как тут отследить, где пониженное настроение, а где уже клиническая депрессия и надо таблетки пить?

— Наличие депрессии или ее отсутствие не определяется причинами и контекстом. Для того чтобы поставить диагноз «депрессия», нужны конкретные признаки. Если они есть — это депрессия. Неправомерно ставить человеку депрессию только потому, что он живет один. Это контекст, в котором депрессия может развиваться. А может не развиваться.

Существуют два обязательных критерия депрессии: первый — пониженное настроение, второй — ангедония. Это когда «заболевает» чувство радости.

Невозможно радоваться в моменте, невозможно радоваться, вспоминая о чем-то, невозможно радоваться от предвкушения, невозможно создавать себе какие-то удовольствия. Это достаточно серьезная поломка на нейробиологическом уровне.

Если есть даже начальные признаки ангедонии и это длится более двух недель, — это уже субдепрессия. Что такое начальные признаки — это когда меня перестали радовать обычные вещи, которые радовали до этого. Пью кофе, приятный аромат — но ничего не ощущаю. Чтобы меня порадовать, нужно что-то особенное, как Царевне-Несмеяне. Вот это начало ангедонии. Потом и особенное перестает радовать.

Есть очень простые тесты на депрессию, например, тест Бека. Он помогает определить не только наличие или отсутствие, но и степень депрессии — легкая, средняя, тяжелая. При легкой степени можно обойтись психотерапией, здесь хорошо себя зарекомендовал когнитивно-поведенческий подход. При средней степени помимо психотерапии могут понадобиться лекарства. При тяжелой начинают медикаментозное лечение сразу, а потом уже, по мере выздоровления, присоединяют психотерапию.

Самому себя диагностировать очень сложно, потому что вместе с тем, что снижается настроение и уходит радость жизни, происходят и когнитивные изменения. Возникает множество объяснений: «кому сейчас легко?», «жизнь вообще трудная штука», «жить надо для совести, а не для радости». Надо обладать очень хорошей рефлексией, чтобы отметить — «да, я попадаю в депрессию, пора что-то с этим делать».

Хочу заняться спортом, но не могу начать

— Все психологи советуют — занимайтесь физкультурой, начните делать дыхательную гимнастику, выстройте распорядок дня. Но реально никто ничего не делает. Почему это не работает? Как заставить себя организовать свой день и что-то полезное туда вписать?


— Для того чтобы что-то работало, надо что-то делать. Кого ни спроси, все знают и говорят, что надо сделать, но никто не говорит как.

Есть несколько правил.

Первое — не ждать появления желания. Вот я сегодня не хочу бегать или заниматься спортом, а завтра внезапно захочу и побегу. Так не будет.

Отсутствие желания при отсутствии опыта и привычки — это психологический механизм, «защита от дурака». Чтобы мы не хотели того, что не можем себе позволить, иначе это будет бесполезная трата сил, расточительство. Хочу я, например, шубу, а денег нет. И буду смотреть на разные модели, тратить силы и расстраиваться, вместо того чтобы пойти и купить куртку. Так же и здесь. Желание пробежать десять кругов по стадиону нормально тогда, когда есть на это возможность. Организм сам начнет этого требовать, а пока стоит остановиться на маленьком первом шаге.

Отсюда и правило второе: планировать маленькие шаги.

Правило третье: настраиваться не на результат, а на удовольствие от процесса. Например, если вы хотите худеть, забыть про весы и стройную фигуру. Держать их где-то в уме, но не стремиться к этому каждое мгновение. Сфокусируйтесь на том, какие удовольствия в процессе вы можете получить. От упражнений не получите, а вот то, что вы для тренировки купите красивый спортивный костюм, — может стать удовольствием в процессе.

Вот такие простые шаги, чтобы начать что-то делать. Хотя в стрессе начать что-то делать вдвойне сложней, поэтому лучше пока включить режим бережного отношения к себе, а все нововведения начать позже.

— Это точно. Я вот не могу даже себя заставить лечь пораньше, не в три ночи. А уж тем более — своих детей.

— Что можно сказать, если человек хочет, но не делает. Значит, обстоятельства позволяют этого не делать. Либо не очень-то и хочется на самом деле. Ну, поставьте себе какую-то работу на 9 утра, которую нельзя будет отодвинуть и отменить. Все равно ведь ляжете пораньше!

— Как вылезать из этой трясины, в которую нас затягивает и затягивает сложившаяся ситуация?

— Из трясины вылезать помогает структура. Хотя бы обычный режим дня.

Своих пациентов я прошу вести дневники, составлять список удовольствий, планировать удовольствия на день, работать с собственными мыслями. Ведь у нас в голове часто звучит: «А, зачем, это не поможет. Зачем на улице гулять, легче не станет, лучше дома посижу».

Конфронтация таких мыслей, конфронтация собственной пассивности — это целая система, которую сам себе человек вряд ли может создать. Поэтому я рекомендую обращаться к психотерапевту. Все мы знаем, как заниматься физкультурой, и не занимаемся. Я много знаю упражнений на пресс, но что, я их делаю? Нет, не делаю. А когда есть тренер — тогда делаю.

Так что желательно, чтобы была какая-то внешняя структура и специалист, который ее может составить и контролировать. Сам с собой это проделать человек практически не может, всегда нужен психотерапевт или кто-то другой в качестве зеркала, кто указывал бы на несостыковки. И чтобы у самого человека было желание. Вот у ваших детей есть внешняя структура в виде вас, но у них нет желания.

— Что делать, когда у человека зашкаливает паника или что-то еще, но он упорно не идет к психотерапевту?

— Для этого нужно уметь построить разговор с этим человеком, замотивировать его — хотя бы не напрямую, а на кривую. Спросите, что его беспокоит. Обратите внимание на то, что ему самому мешает. Например, спать не могу. Или нет аппетита. К этому как раз нужно апеллировать: «Пойдем, тебе спать будет легче!»

Если человек не очень дееспособен — например, это престарелые родители — можно дать возможность собой как бы сманипулировать, можно подкупить: «Слушай, ну давай я тебе куплю, что ты просишь, а ты сходи к психиатру». Но только один раз. Постоянно выстраивать отношения на такой основе нельзя. Но здесь речь идет о здоровье, а болеет как раз то, чем человек принимает здравые решения. Поэтому можно один раз повести себя с ним, как с маленьким ребенком.

Что делать нельзя: обманывать человека и говорить, например: «Мы с тобой идем к невропатологу». Любой нормальный психиатр представится, что он психиатр. А у вас испортятся отношения.

Друг все время жалуется, а я не могу помочь

— В изоляции много общаешься по телефону. С некоторыми друзьями разговор строится так, что тебе рассказывают о невзгодах, ты что-то пытаешься советовать, твои советы не слушают, но жалуются тебе снова и снова. Одна подруга говорит о своих токсичных отношениях с парнем, расстаться с ним хочет, но не может, а ты не можешь ни помочь, ни прекратить это слушать.


— Одно дело — родственник с депрессивным или тревожным расстройством, возможно, с «клиникой», у которого уже меняется психология. Здесь нужны танцы с бубнами, да. А другое дело, когда речь идет о взрослых людях, которые, наверное, в жизни устроены не хуже вашего, вполне справляются с учебой или работой и вполне вписаны в нынешнюю реальность, где существуют психотерапевты.

С подругой вы играете в психологическую игру: «Почему бы тебе не…», — «Да, но…». Полезным, наверное, было бы у нее спросить — а что ты на самом деле хочешь, когда мне все это рассказываешь? Ситуация здесь больше говорит о вашей зависимости от нее, возможно, есть страх ее потерять.

— Разве друг не обязан выслушать человека о его бедах?

— Для этого существуют психотерапевты, а не друзья, которых заставляют слушать. Что вы чувствуете в этой ситуации? То, что хотите ее номер отправить в «черный список». Вы видите, что ничего не происходит, вы устали от нее так же, как она устала от своего парня. Это вам страшно: о Боже, если я сейчас не подставлю ей свои уши на часок, отложив приготовление ужина для семьи, она не справится. Но она прекрасно справляется!

— То есть проблема в слушающем?

— Проблема всегда у того, кто жалуется. Вот вы жалуетесь — значит, проблема у вас. А у нее своя проблема.

Конечно, все это обостряется в кризис. Накапливается негативная энергия, куда ее теперь выплеснуть? Все-таки мы должны находить какой-то другой вариант для душевных выделений.

Ну, один раз пожаловался подруге — да. Но когда рядом с вами такой постоянный нытик, собственно, что вы-то чувствуете в этих отношениях? Очень многие люди дружбу воспринимают так, что на кого-то можно свалить свои проблемы, на ком-то повампирить. Действительно, есть такое представление: если другу нельзя все это рассказывать, зачем он мне тогда. Точно так же у многих женщин (или мужчин) есть такое представление о супруге: если от него ничего нельзя взять и потребовать — то зачем он такой нужен. Это потребительское отношение. Эгоцентричное, инфантильное, как у маленького ребенка, который от своих родителей вечно хочет чего-то.

Дружба не для этого, дружба — для того, чтобы наращивать ресурсы. Наполняться энергией, взаимно. Вместе весело шагать по просторам. А не то, что один ноет, а другому скучно.

— Кажется, что западный вариант общения с лайт-разговорами сегодня актуальней и современней, нежели наше русское — попить чай или что-то покрепче и всю душу выложить на стол между этими чашками…

— Если оба выкладывают — еще ничего. По крайней мере, есть какой-то баланс. Хотя смотреть на это, думаю, будет не очень приятно. Ну не надо нести в дружбу все свои выделения, как двухлетний ребенок, который несет маме горшок: «Мама, посмотри, я покакал». Есть психотерапевты, есть всевозможные терапевтические группы…

Душа нараспашку — это, конечно, прекрасно. Только не надо в этой душе выискивать черное, вместо того чтобы поговорить о конструктивном, приятном. Ну скажи ты о чем-то вдохновляющем: книгу прочитала, какой-то фильм посмотрела. Какую-то идею обсудите. Это ведь тоже душа нараспашку, это тоже про нас.
https://www.pravmir.ru/vse-ssoryatsya-a ... psihiatru/
Экс-организатор Изображение Изображение

Хорошие СП
Аватара пользователя
Юkka
Сообщения: 6195
Зарегистрирован: 12 мар 2022, 09:38

Re: Изоляция, как справиться со стрессом

Сообщение Юkka »

Admin писал(а):
Осень 2020: стресс-связанные последствия пандемии COVID-19 у детей и взрослых

Пандемия COVID-19 оказала и оказывает негативное влияние на здоровье и жизнедеятельность людей. Это негативное влияние не только самой инфекции. Принятые меры длительной самоизоляции и дистанцирования стали основой формирования дистресса у людей разных возрастов. Особенно это актуально в преддверии осени и нового учебного года, когда многие дети и взрослые сезонно испытывают стрессы и волнения перед началом нового учебного года, перед выходом на работу после отпуска, после возвращения с дач, приусадебных хозяйств и т.д.

В 2020 году к таким постоянным, привычным и прогнозируемым стрессам и волнениям присоединился стресс, связанный с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. Эта проблема коснулась не только людей молодого и среднего возраста, но также детей и лиц старше 65 лет. Люди в возрасте 65+ продолжают оставаться в изоляции и находятся в состоянии хронической тревоги, опасаясь заразиться. Это приводит к дестабилизации соматических заболеваний, что определяет высокий риск полипрагмазии и ятрогенного стресса, в том числе и психотропными препаратами [1].

Наблюдаемые ранние стресс-связанные последствия (такие как страх, тревога, инсомния, дистресс) не заканчиваются в момент снятия режима самоизоляции. Отдаленные последствия, начиная с конца лета, длительное время будут наблюдаться у населения и негативно влиять на его здоровье. Врачи, и в первую очередь терапевты, неврологи и педиатры, еще долго (в течение всего года) будут сталкиваться не только с соматическими, но и эмоционально-поведенческими последствиями пандемии после завершения карантина/самоизоляции. Ожидается рост тревожных расстройств, депрессии, злоупотребления алкоголем и др. психотропными веществами, повышенное аварийное поведение (особенно у детей и подростков) [2].

Длительная изоляция как форма хронического стресса способствовала повреждениям механизмов саморегуляции организма. У большинства людей это проявилось нарушениями биоритмов, угнетением иммунной системы и подавлением неспецифических защитных реакций. Итог – дистресс, ослабление иммунитета и осложнение течения и прогноза любых соматических заболеваний, включая инфекционные [3]. В этих условиях пострадал не только адаптационный резерв. Сильное негативное влияние затронуло головной мозг и его возможности адекватно распределять адаптационные ресурсы. Длительная социальная изоляция, являясь по сути моделью хронического стресса, имеет следующие соматические, поведенческие, когнитивные и психические последствия:

- нарушается цикл сон-бодрствование, часто ‒ бессонница с нарушениями суточных колебаний уровня гормонов, ритмов дыхания и сердцебиения, проницаемости различных тканевых барьеров,
- угнетается иммунная система,
- подавляются неспецифические защитные реакции в тканях,
- нарушается пищевое поведение,
- нарушается регуляция кортизола и увеличивается циркуляция глюкокортикоидов.

В итоге головной мозг испытывает негативные влияния, страдают клетки гиппокампа, и как следствие, снижаются внимание, оперативная память, способность к восприятию информации, обучению, извлечению информации. Подобные изменения негативно сказываются на работе головного мозга людей разных возрастов. Дети и подростки начинают испытывать проблемы с обучением, что создает предпосылки для формирования академического стресса. Люди молодого и зрелого возраста хуже адаптируются к разного рода событиям, возрастает напряженность на работе и в социуме, а также возникают межличностные конфликты. Люди старшего возраста становятся дезадаптированными к происходящим событиям. И независимо от возраста появляются общая слабость и раздражительность, мышечное напряжение и боль, учащенное сердцебиение, трудности с дыханием, проблемы с желудочно-кишечным трактом, учащенное мочеиспускание и др. соматовегетативные нарушения, которые отражают неспецифическую ответную реакцию организма.

Пациенты разных возрастов с клиническими проявлениями дезадаптации и сниженной стрессоустойчивости в ближайшие 6‒12 месяцев нуждаются в назначении психотропных препаратов, которые составляют основу комплексной терапии и профилактики рецидива так называемых стресс-связанных расстройств, среди которых в сложившихся условиях доминируют разные виды тревожных расстройств [1,4].

В осенний период для этих целей и для снижения риска развития последующей депрессии, появление которой будет способствовать хронизации и утяжелению имеющихся соматических нарушений, можно рекомендовать ГАМК-ергические препараты. При дефиците гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) ‒ основного тормозного нейромедиатора ‒ повышается активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси с выбросом адренокортикотропного гормона (АКТГ), кортизола, адреналина. В итоге происходит сенситизация центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы. Этот универсальный механизм активации при стрессах может провоцировать и способствовать персистированию и хронизации соматических заболеваний [4].

ГАМК и ацетилхолин ‒ одни из важнейших нейромедиаторов памяти [5].

Также ГАМК участвует в регуляции сосудистого тонуса, способствуя его повышению либо понижению в зависимости от объема кровотока [5].

Один из препаратов на основе ГАМК с анксиолитическим, ноотропным и вазоактивным действием ‒ Пикамилон ‒ рекомендован в терапии широкого спектра клинических проявлений как у детей, так и у взрослых. У препарата большой клинический опыт применения. Он был синтезирован в 1969 году во Всесоюзном НИИ витаминов (Москва, СССР). В клинической практике применяется с 1986 года. Его разработчики сумели повысить эффективность и улучшить переносимость ГАМК, сочетав в молекуле с никотиновой кислотой. Пикамилон оказывает прогнозируемое влияние на организм. Он быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, проникает через гематоэнцефалический барьер в структуры головного мозга. Препарат тропен к ГАМК-рецепторам ЦНС, а также к мышцам скелетной мускулатуры и внутренних органов. Он практически не метаболизируется, выводится с мочой в неизмененном виде. Период полувыведения (Т1/2) составляет 0,51 час. Биодоступность ‒ 50‒88%. Для Пикамилона характерна низкая токсичность. Малые дозировки препарата делают возможным его применение как в педиатрии, так и в геронтологии: он не вызывает привыкания. Препарат не оказывает тератогенного, эмбриотоксического и канцерогенного действия [6,7].

Исследования показывают, что подобная терапия сопровождается улучшением процессов мышления, внимания, памяти, речи, устойчивости ЦНС к воздействию неблагоприятных факторов, что в целом благоприятно влияет на обучение и сон детей. При этом важно отметить, что положительное влияние препарата отмечается уже на 2‒3 день от начала приема [8].

Пикамилон, наряду с вегетотропным и анксиолитическим (противотревожным) действием, также оказывает [11,12]:

- ноотропное действие,
- мягкое психостимулирующее действие, т.к. часто седация мешает когнитивным процессам у детей,
- улучшает кровообращение в сосудах сетчатки и зрительного нерва.

В экспериментальных моделях было установлено, что препарат:

- корригирует стресс-опосредованную депрессию двигательной и исследовательской активности,
- проявляет анксиолитические свойства,
- оказывает протекторный эффект на модели стресс-индуцированных гастропатий и энтеропатий,
- нормализует фагоцитарную активность нейтрофилов [12].

Это позволяет рекомендовать препарат в комплексной терапии у пациентов с цереброваскулярными заболеваниями, в том числе сопровождающимися депрессивными состояниями. Препарат способствует:

- снижению или исчезновению чувства тревоги, напряжения, страха, эмоциональной несдержанности,
- восстановлению центральных двигательных и речевых нарушений сосудистого или травматического генеза,
- повышению физической и умственной работоспособности,
- улучшению памяти,
- уменьшению интенсивности и частоты головной боли,
- нормализации сна [13].

Важным моментом поддержания стрессоустойчивости и адаптации в осенний период 2020 года для всех возрастных категорий населения является комплекс немедикаментозных мер, которые включают общие рекомендации по организации сна, физической активности, питания, а также базовые антистресс-навыки.

Сон. Человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму (табл. 1). Для профилактики отдаленных и ранних последствий пандемии данная рекомендация является основой стрессоустойчивости.

Таблица 1. Рекомендуемая длительность сна в часах в зависимости от возраста [13]

Возраст Рекомендуется Минимум и максимум

Дети 1‒3 лет 12 10 и 14
Дети 3‒7 лет 12 10 и 14
Дети 6‒10/12 лет 10‒11 7 и 12
Дети и подростки 10/12 –18 лет 8‒10 7 и 11
Молодежь 18‒25 лет 7‒9 6 и 10‒11
Взрослые 26‒64 лет 7‒9 6 и 10
Пожилые старше 65 лет 7‒8 5‒6 и 9

Для нормализации сна в период самоизоляции в первую очередь пациента необходимо научить соблюдать правила гигиены сна, которые позволят улучшить наступление сна, а также сформируют благоприятные привычки на будущее.

Питание играет косвенную роль в реакции на стресс. Но правильное питание способствует улучшению общего состояния человека. Здоровые пищевые привычки уменьшают подверженность стрессу. Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. С 2016 года для россиянина ежедневная пищевая профилактика стресса состоит в потреблении 15% белков, 18% жиров, 67% углеводов. Врач должен рекомендовать пациенту есть сбалансированную пищу по зерновым (40%), овощам (25%), бобовым (20%), фруктам (10%) и животным продуктам (5%) в каждый прием пищи.

Важно, что кофеин стимулирует реакцию на стресс. Люди, употребляющие кофе более 600 мг в день (около 5 или 6 чашек обычного кофе), подвергаются риску стать зависимыми. Безопасным для взрослых считается потребление кофеина менее 300 мг в день.

Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение, повысить адаптацию и стрессоустойчивость. Общие рекомендации: не менее 30 минут физической активности умеренной интенсивности (особенно аэробные упражнения, такие как бег трусцой, быстрая ходьба, езда на велосипеде или гребля) 5 раз в неделю [14].

Рекомендации применимы также и для пожилых людей с инвалидностью, однако они могут быть скорректированы в каждом отдельном случае с учетом текущего состояния здоровья. Люди, ведущие пассивный образ жизни или имеющие какие-либо ограничения в связи с болезнями, могут чувствовать себя лучше даже при минимальном регулярном уровне физической активности. Для детей и подростков ВОЗ рекомендует ежедневную разнообразную физическую активность продолжительностью 60 минут.

Базовые антистресс-навыки направлены на повышение стрессоустойчивости, физиологического баланса и позитивного аффекта у человека. Особенно это важно в период самоизоляции. Это основные навыки, которые пациент ежедневно может развивать самостоятельно.

- Диафрагмальное дыхание, т.е. медленное, глубокое дыхание животом, которое может оказать положительное влияние в моменты гнева или сильных эмоций, потому что медленный и глубокий выдох способствует замедлению сердечного ритма. Пациента следует предупредить, что это не терапия «скорой помощи», но скорее долговременная тренировка, которая коренным образом улучшает здоровье и успокаивает реакции организма.

- Регулярные упражнения, развивающие гибкость, помогают снять напряжение крупных мышц тела, которое неизбежно возникает в результате стресса. Это мягкое растягивание рук и ног, сгибание головы из стороны в сторону, круговые движения плечами и растягивание задней поверхности ног. Особенно это важно для людей, которые много времени работают за компьютером, что приводит к мышечному напряжению. Таким пациентам следует делать так называемые «стрейчинг-перерывы» через каждые 30 мин или час работы.

- Чувство юмора и смех позитивно влияют на стрессоустойчивость. Юмор и здоровый смех повышают естественную активность нейроиммунной системы.

- Научить пациента адекватному выходу эмоций: личные дневники, беседа (разговор), воспроизведение плача, смех и крик в соответствующей обстановке, где эмоции могут быть естественно выражены.

- Смена деятельности дает возможность переключить внимание пациента и легче пережить ему влияние стресса, но при этом не учит избеганию реальности и призвана сокращать периоды ожидания отрицательных последствий стресса, способствует более быстрому восстановлению. Сменой деятельности могут быть такие различные позитивные моменты в жизни, как совместное времяпрепровождение со значимыми людьми, расслабление в тихом спокойном месте и обстановке. Релаксационные тренировки (обучение расслаблению) ‒ это естественный противовес реакции напряжения, предназначенный для минимизации негативных реакций на стресс.

Можно рекомендовать следующую последовательность выполнения релаксационных тренировок:

- выберите спокойное место;
- сядьте удобно, в комфортной позе;
- закройте глаза;
- расслабьте мышцы;
- дышите медленно и естественно;
- будьте пассивным; позвольте мыслям свободно приходить и уходить;
- продолжайте этот процесс около 20 минут; не включайте будильник;
- когда будете готовы, откройте глаза и снова займитесь своими делами.

Более сложные формы релаксации включают в себя медитацию, прогрессивное мышечное расслабление, а также комплекс методик с психотерапевтом и/или психологом [1].

Таким образом, пациент, который пришел на прием к врачу по окончании периода самоизоляции, наряду с соматическими и неврологическими расстройствами может иметь психические и поведенческие нарушения, что отражает вовлечение всех систем организма в стресс-индуцированные реакции. Врач может дать пациенту конкретные лечебно-профилактические рекомендации, выполнение которых поможет ему успешно преодолеть последствия эпидемии, а также повысить стрессоустойчивость и качество последующей жизни.

Международные рекомендации по сохранению психического здоровья во время и после эпидемии COVID-19:

- Ограничьте источники стресса: полагайтесь на ограниченное количество официальных источников информации и ограничьте время дня, посвященного этой деятельности, игнорируя информацию, которая поступает из неофициальных источников.

- Поддерживайте безопасные человеческие и социальные контакты: общайтесь с друзьями, членами семьи и близкими на расстоянии. Видеочаты или групповые звонки с членами семьи могут помочь уменьшить ощущение одиночества и социальной незащищенности.

- Поддерживайте свой обычный ритм: соблюдайте обычный ритм жизни, поддерживая регулярные ритмы сна и бодрствования и схемы питания. Для профилактики аддиктивного поведения рекомендуется интеллектуальная, физическая и социальная (даже если виртуальная) деятельность.

- Сосредоточьтесь на пользе изоляции: необходимо осознавать, что это временные меры, изоляция необходима для защиты нашего собственного здоровья и здоровья других людей.

- Обратитесь за профессиональной помощью, когда это необходимо. Обратитесь за помощью к психиатру, если последствия стресса становятся слишком агрессивными [14].

Список литературы

1. Акарачкова Е.С., Котова О.В., Кадырова Л.Р. Эпидемия COVID-19. Стресс-связанные последствия: Учебное пособие для врачей. Казань: КГМА, 2020, 42с.
2. Li S, Wang Y, Xue J, Zhao N, Zhu T. The Impact of COVID-19 Epidemic Declaration on Psychological Consequences: A Study on Active Weibo Users. Int J Environ Res Public Health. 2020 Mar 19;17(6). pii: E2032. doi: 10.3390/ijerph17062032.
3. Кекелидзе З.И., Чехонин В.П. Критические состояния в психиатрии. Клинические и иммунохимические аспекты. М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1997, 362 с.
4. Александровский Ю.А., Чехонин В.П. Клиническая иммунология пограничных психических расстройств М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005, 235 с.
5. Акарачкова Е.С., Котова О.В., Вершинина С.В., Рябоконь И.В. Стресс и расстройства адаптации // Лечащий врач. 2014. № 6. С. 61‒67.
6. Evans T.L. Cognitive enhancers: new sight on the old problem. Rev. Pharmacol. Pharmacother. 2012, vol. 5, p. 34‒50.
7. Denderfield A.P., Lewis K., Ho T.Y. GABA-mediated vasoconstriction and vasodilatation in physiological and pathological conditions/Neurotransmitters and Neuropeptides in Regulation of Cardiovascular System. Los Angeles. UCP Press. 2009, p. 189‒213.
8. Пикамилон — метаболический цереброваскулятор и ноотроп. Применение в лечебной практике. Москва, 2002, 48 с.
9. Робакидзе Т.Н., Ковалевский С. Л. Терапевтические возможности Пикамилона в лечении нервно-психических расстройств // Украинский вестник неврологии. Т. 10, вып. 2(31), 2002.
10. Французова Т.И. Исследование протекторной активности милдроната, даларгина и пикамилона при экспериментальном стрессе: Дис. Саранск, 2011, 122 с.
11. Ершов И. Н. Исследование эндотелио- и кардиопротективного эффекта пикамилона и депакина энтерика: Автореф. дис. Курск, 2009, 24 с.
12. Ершов И.Н., Лучкина Е.В., Покровский М.В., Покровская Т.Г. Исследование эндотелио- и кардиопротективных эффектов ламотриджина, пикамилона и вальпроатов при экспериментальной эндотелиальной дисфункции // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. № 3 (108). С. 50‒53.
13. Hirshkowitz, M., Whiton, K., Albert, S. et al. National Sleep Foundation's updated sleep duration recommendations: final report. Sleep Health. 2015; 1: 233–243.
14. http://www.who.int/topics/physical_activity/ru/
https://medvestnik.ru/content/medarticl ... sledstviya
Экс-организатор Изображение Изображение

Хорошие СП

Вернуться в «В здоровом теле - здоровый дух!»