Соска в жизни ребенка (зачем, как отучить и пр.)

Варвара
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Соска в жизни ребенка (зачем, как отучить и пр.)

Сообщение Варвара »

Admin писал(а):
Пустышка: как с ней расстаться?

До какого возраста можно давать ребенку пустышку? Мы посоветовались с детским психологом.

Встретить двух-трехлетнего ребенка на детской площадке с пустышкой во рту — обычное дело. Этот маленький кусочек силикона пользуется невероятной популярностью. Но вот вопрос — у кого? У самих детей или… их родителей? И не мешает ли он нормальному развитию наших детей, не тормозит ли формирование способности выражать свои мысли?

«Раньше я не могла заснуть без соски, — рассказывает шестилетняя Дарья. — Только она могла успокоить меня, когда я плакала. Мама переживала из-за этого, но все равно давала ее мне».

Маленькая Даша всю ночь и значительную часть дня проводила с соской во рту, что очень осложняло ей жизнь: «Бабушка с дедушкой не понимали, что я говорю, потому что я забывала вытащить пустышку. Но потом я от нее отказалась. И от бутылочек с соской тоже».

Вот так в нескольких фразах маленькая девочка описала проблемы, возникающие в случаях, когда ребенка вовремя не отучают от пустышки, а именно — трудности с общением и с взрослением в принципе… Что же нам мешает вовремя это делать?

«ЛИШЬ БЫ НЕ КРИЧАЛ»

Растерянность родителей перед потребностями детей французский психоаналитик Клод Альмос считает характерной чертой современного общества. И в самом деле, почему мы испытываем необходимость сунуть ребенку в рот пустышку? Честный ответ очень простой: мы хотим, чтобы он замолчал.

Ребенок плачет, кричит, громко выражает свои эмоции... Он требует. Причем не только молока, но также внимания, утешения и защиты. На попытку понять, что именно он хочет нам сказать, и выполнить его желание может уйти немало времени. А дать ему соску, как только он начинает плакать, гораздо проще: так мы экономим не только свое время, но и нервы.

Получается, что мы таким способом отделываемся от ребенка? Впрочем, дело не только в современных родителях. Пустышку изобрели еще в конце XIX века, а похожие приспособления вроде тряпочек, смоченных подслащенной водой, подсовывали младенцам еще в Cредние века. Значит, зачем-то они необходимы детям?

ПУСТЫШКА КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ

В первые месяцы жизни пустышка не представляет для ребенка никакого вреда. Младенец испытывает вполне естественную потребность в сосании, для него на этой ранней, оральной стадии развития знакомство с миром осуществляется именно через рот. Ребенок сосет материнскую грудь и так выстраивает отношения с самым близким для себя человеческим существом.

А соска выполняет роль «переходного объекта» между матерью (с которой младенец ощущает полное слияние) и внешним миром, позволяя ребенку успокоиться, облегчить страх одиночества и сосредоточиться на себе.

«Но как только ребенок встал на ноги, отношения с близкими взрослыми отходят для него на второй план, а главным становится взаимодействие с объектами внешнего мира, — рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова. — И если в это время мать продолжает кормить ребенка грудью, она как бы заслоняет собой этот внешний мир. А соска, напротив, такую возможность предоставляет».

ПУСТЫШКА КАК УТЕШЕНИЕ

Ребенок активно двигается, исследует кастрюли, ящики шкафов, катушки, пуговицы, изучает их функции, свойства, учится взаимодействовать с ними.

Но поначалу предметы оказывают ему сопротивление — выскальзывают из рук, «не даются» в руки, не рвутся, не мнутся. И конечно, такое сопротивление вызывает напряжение у ребенка, фрустрирует его. В этот момент он особенно нуждается во внимании взрослого или… в соске, которая это напряжение снимает.

«До двух лет у ребенка очень сильны процессы возбуждения, а процессы торможения, напротив, слабы, — объясняет Галия Нигметжанова. — И это возбуждение надо как-то снимать. Но как? Самый лучший способ — сразу переключить ребенка на другой вид деятельности. Например, с активной и созидательной — на созерцательную или наоборот.

Но важно сделать это сразу же, заметив у него первые признаки возбуждения. Вот почему так необходимо присутствие рядом с ребенком внимательного, мудрого взрослого. Если же время упущено и ребенок перевозбудился, переключить его и остановить истерику даже любящему, близкому человеку практически не под силу — таково свойство нервной системы маленького ребенка.

И вот соска в этом случае очень помогает. Отбирая ее у ребенка, мы лишаем его очень важного инструмента самоуспокоения. А если родители не могут предложить малышу взамен какой-то другой способ утешения, он вынужден искать его сам.

Одни дети начинают ковырять свой пупок до появления ранок, другие — кусать ногти или щипать бровки… На мой взгляд, соска все-таки более безобидна в данном случае, чем такие травмирующие способы релаксации при помощи собственного тела».

Что может послужить альтернативой соске, когда ребенок уже перевозбужден? В каждой семье находят свои способы.

Одного ребенка достаточно взять на руки и покачать. Другой обожает потешки и прибаутки. Произнося нараспев такие стишки, взрослый не только меняет ритм и интонацию речи, чем переключает внимание ребенка, но и физически с ним контактирует — поглаживает, делает легкий массаж.

Такие действия, повторяемые из раза в раз, становятся спасительным ритуалом, который помогает сбросить напряжение.

ПУСТЫШКА КАК ЗАВИСИМОСТЬ

К двум годам гармонично развивающийся ребенок все чаще забывает про соску, перестает к ней обращаться. Его все больше захватывает предметный мир, который он уже хорошо знает и который ему уже не так активно сопротивляется. А значит, поводов для фрустрации (и для самоуспокоения) становится все меньше.

Если же ребенок старше двух лет по-прежнему остро нуждается в пустышке, сосет ее непрерывно, а ее потеря становится для него настоящей трагедией, здесь уже можно говорить о зависимости. И родителям предстоит принять серьезные меры, чтобы отучить сына (дочь) от этой привычки.

«После двух лет начинается новый этап освоения мира — с помощью коммуникации, — объясняет Галия Нигметжанова. — Ребенок не просто вертит предмет, но спрашивает взрослого: что это? зачем? И сам в свою очередь отвечает на вопросы папы или мамы.

Но как общаться, если твой рот занят? Именно в это время соска начинает тормозить освоение активной речи. Вовремя «освободить рот» ребенка от соски — прямая обязанность родителей.

Расстаемся с соской: основные этапы

- 1,5–2 года. В этом возрасте важно четко обозначать места и ситуации, где соска продолжает «жить», а где ее не может быть в принципе. Например, ребенок всегда найдет пустышку в своей кроватке, но никогда не увидит ее в игровой комнате или на улице — в зонах, где он активно взаимодействует с предметным миром.

Постарайтесь завести такой порядок: если ребенок чем-то занят (строит дом из кубиков, играет с баночками и кастрюлями, лазает по лестнице, качается на качелях), соски во рту быть не должно. Важно четко проговорить ребенку эти правила. Если он привыкнет что-то делать с пустышкой во рту, от этой привычки будет гораздо труднее избавиться.

- 2,5–3 года. Возраст очень сложный, когда ребенок протестует по любому поводу и негативно воспринимает все, что делает взрослый. В этот кризисный период не следует менять порядки и устанавливать новые правила. Если вам не удалось отучить ребенка от соски раньше — не пытайтесь делать это сейчас. Просто подождите.

- 3–4 года. В это время ребенок все активнее включается в разные игровые ситуации и переносит свое поведение на другие объекты — на игрушечных зверей и кукол. Проигрывая сценки с участием игрушек и пальчиковых кукол, которые легко или трудно расстаются с пустышкой, вы поможете ребенку увидеть эту ситуацию со стороны и отказаться от соски.

Итак, решение проблемы состоит не в резком и категоричном отказе от пустышки, а в осознании целей ее использования. Важно прибегать к ней лишь в крайних случаях и отучать ребенка мягко и постепенно.

Если ваш сын или дочь требует соску, значит, он (она) в ней нуждается. Задача взрослых — избавить ребенка от этой потребности.

Он вполне способен отказаться от соски сам, при условии, что родители будут проявлять к нему должное внимание, побуждать его к этому, разговаривать с ним, учить его разговаривать, вместо того чтобы прибегать к спасительному кусочку силикона, затыкающему рот ребенка и уши родителей.
https://www.psychologies.ru/articles/pu ... asstatsya/
Варвара
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 13 мар 2022, 10:30

Re: Соска в жизни ребенка (зачем, как отучить и пр.)

Сообщение Варвара »

Admin писал(а):
Санитарная обработка детских пустышек антисептиком приводила к пищевой аллергии у детей

Применение спиртовых антисептиков для обработки детских пустышек приводит к развитию пищевой аллергии у младенцев до 1 года. Когортное исследование с участием более тысячи семей подтвердило взаимосвязь.

Долгое время считалось, что антисептическая обработка предметов детского обихода помогает в предотвращении микробной контаминации. Новое исследование впервые оценило, как использование антисептических растворов на основе спирта повлияло на развитие аллергий у младенцев. Результаты опубликованы в журнале The Journal of Allergy and Clinical Immunology.

Общее число новорожденных, отобранных в исследование, составило 1074 человека, 894 пары мать-младенец были под наблюдением в течение первого года жизни младенцев. Из исследования исключены дети, рожденные в возрасте до 32 недель гестации, с серьезным заболеванием, с врожденными пороками развития или генетическими заболеваниями. Для сбора информации применяли анкетирование родителей через 1, 6, 12 месяцев после родов.

Наличие пищевой аллергии оценивали через 12 месяцев после рождения ребенка. Модель продольной регрессии использовали для оценки связи между воздействием антисептика и пищевой аллергии через 1, 6 и 12 месяцев.

Антисептическая обработка детских пустышек связана с пищевой аллергией (скорректированное отношение шансов 3,56). Постоянное и многократное использование антисептиков в течение первых 6 месяцев связано с более высоким риском пищевой аллергии, сообщают исследователи. Отсутствие обработки антисептиком не выявило связи с развитием пищевой аллергией.

Исследователи сообщили, что это первое сообщение о связи «детская пустышка –антисептик». Необходимо продолжение изучения обнаруженной связи и выявление механизмов.
https://medvestnik.ru/content/news/Sani ... tiseptikom

Вернуться в «Мы растем!»